Еще вчера он был милым, послушным ребенком, а сегодня неожиданно превратился во вредного, неуправляемого подростка. Подростковый возраст не случайно называют трудным. Испытания этим периодом проходят не только сами дети, но и родители и педагоги, которые часто задаются вопросом: «Как воспитать подростка и не сойти с ума?» Диалог на эту волнующую тему предлагает директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий.
«Трудный» возраст: вопросов больше, чем ответов
Границы подросткового возраста стираются, и если раньше он начинался с 13–14 лет, то теперь – с 10 лет и даже иногда еще раньше, а длится не только до 19 лет, а, судя по инфантильной позиции некоторых взрослых, сохраняется на всю оставшуюся жизнь.
Много книг, статей, монографий посвящены особенностям подросткового возраста. Почему его принято называть трудным, и в чем заключаются его проблемы?
Это и подростковая преступность, и конфликты, и буллинг, и даже такие более страшные вещи, как шутинг (стрельба) в школе, а еще суицидальное поведение, употребление психотропных средств, ранние половые связи. Как правило, мы на это смотрим с ужасом и с некоторой растерянностью, размышляя, что мы можем с этим сделать, а что вообще не в наших силах. И, мне кажется, мы только начинаем подходить к пониманию этих проблем, на которые, помимо всего прочего, накладывается провал в успеваемости, академическая яма в 6–8-х классах (подробнее на эту тему читайте здесь и здесь).
То есть в момент становления личности и самооценки у подростка начинаются трудности в обучении, в школе и дома его ругают за плохие отметки.
Я встречал не так много педагогов, которые понимают подростков, которые любят работать с ними, получая в ответ от своих воспитанников уважение и благодарность.
Таких людей в каждой школе, может быть, всего несколько человек, которые по-настоящему понимают, что происходит. Как правило, мы раздражаемся, обижаемся, возмущаемся и как-то реагируем порой очень агрессивно на проявления «трудного возраста».
Ко мне часто подходят родители и спрашивают: «А на какую кнопку нажать, чтобы он со мной начал общаться, выполнять мои указания вместо того, чтобы играть в компьютерные игры или бездельничать, лежа на диване и слушая непонятную музыку?»
Больше всего нас, взрослых, тревожит то, что мы перестаём управлять процессом воспитания, чувствуя свое бессилие перед проблемами, которые нарастают, как снежный ком.
Давайте вместе разберемся в особенностях этого периода и способах их преодоления.
Превращение из гусеницы в бабочку
Итак, прежде всего важно понять, почему подростки ведут себя именно так, вызывая раздражение и непонимание со стороны взрослых?
Первая причина кроется в физиологии.
Меняется организм, причем очень радикально. Фактически мы видим превращение из гусеницы в бабочку, когда милый ребенок постепенно превращается во взрослого, точнее, встает на путь взросления. И это очень тяжело ему даётся, отнимая много сил.
Чтобы понять, как чувствует себя подросток, представьте себе, что вы, уже будучи взрослым человеком, начинаете меняться: например, вы неожиданно прибавили в весе, или у вас началась аллергия на какие-то растения, или стали выпадать волосы. И всё это вам не нравится, потому что вы не понимаете, что с вами происходит.
А у подростка меняется все: голос, пропорции тела, а гормональный фон, давление, частота сердечных сокращений меняются довольно сильно даже в течение суток. Это сказывается на учебе: на первом уроке они активны, на втором чувствуют себя уставшими, на третьем опять готовы к учебной деятельности. Взрослым трудно понять и принять тот факт, что из-за огромной энергии, которую подростки тратят на перестройку своего организма, им надо отдыхать и в школе, и дома. Порой у родителей вид лежащего на диване подростка вызывает возмущение, им кажется, что их сын или дочь банально ленятся, не желая выполнять задание по алгебре. А причина в том, что подростки физиологически не в состоянии сосредоточиться, у них «плавает» произвольное внимание, у них еще не сформировалась сила воли.
Не ведают, что творят
Вторая причина тесно связана с первой: физиологические изменения влекут за собой психологические. Например, нейрофизиологи говорят о том, что та часть мозга, которая контролирует понимание причинно-следственных связей и ответственное поведение, у подростков еще не сформирована. Именно этим обоснована законодательная практика, устанавливающая уголовную ответственность за тяжкие преступления только с 14 лет. До этого возраста подростки не осознают последствия своих действий в полной мере. В 16 лет список уголовно наказуемых преступлений расширяется, а при достижении 18 лет уже не предусматривается никаких скидок, потому что с этого момента человек считается совершеннолетним и психологически созревшим.
Приведу пример из своей практики. У нас в поселке Большое Исаково построили новый микрорайон, и вот подростки – ученики нашей школы – пришли в какой-то из новых домов и расписали стены лифта. Когда я попытался выяснить, зачем они это сделали, один из них ответил: «Но я же не специально, я не хотел сделать плохо, просто так как-то само получается». То есть в этом возрасте они не ведают, что творят, и сами порой не могут объяснить причины своих поступков.
От эйфории к депрессии
Еще одна психологическая особенность подросткового возраста – это неустойчивое поведение и постоянная смена настроения, как правило, в сторону ухудшения. Они легко переходят от эйфории и возбуждения к полной апатии или же тревожному состоянию и даже депрессии. И, конечно, им свойственна чрезвычайная ранимость.
Одно неосторожное слово мамы, папы, учителя или одноклассника, не говоря уж об оскорблении и тем более о травле, способно в корне изменить самооценку и поведение подростка.
Такое страшное явление, как анорексия, когда они фактически отказываются от еды, приводит к катастрофической нехватке белков, аминокислот, и это ещё больше ухудшает и эмоциональное, и физиологическое состояние, вплоть до фатального исхода. Причём никто не может убедить или заставить этого подростка изменить свое пищевое поведение, приходится обращаться за помощью к клиническому психологу или даже к психиатру.
Стремятся быть в группе и «метят» территорию
Помимо физиологических и психологических, наступают и социальные изменения. Одно из них – стремлении примкнуть к группе сверстников – очень ярко показано сериале «Слово пацана». Мое мнение об этом фильме вы можете прочитать здесь. Эта потребность в микросообществе по своей силе сопоставима с потребностью в еде и воде, то есть она становится жизненно важной. Но осуществляют они ее по-разному: кто-то вступает в виртуальные группы в соцсетях, кто-то организуется в реальные неформальные сообщества. При этом они не умеют общаться и не понимают свои и чужие границы.
Поделюсь одним из интересных наблюдений.
Я по первому своему образованию биолог, географ, эколог, и для меня совершенно понятно, почему подростки, например, разбрасывают везде вещи, мусорят, оставляют граффити или другие какие-то надписи. Они так метят территорию, так устанавливают границы.
И свое личное пространство они наполняют мусором и беспорядочно разбросанными вещами, где учебники перемешаны с носками, кроссовками и другими вещами, что вызывает вполне обоснованное отторжение у взрослых. И мало кто задумывается над тем, что комната подростка – это попытка ограничить, оградить себя, показать окружающим, что здесь его территория. Это «территориальное поведение», которое характерно для многих животных.
Самореализация, эмансипация и поиск своего «Я»
Вторая по значимости потребность после стремления объединяться в группы – это желание самореализоваться. Подростки хотят проявить себя в самых разных областях. Порой, если им не предлагается адекватно организованных событий для самовыражения, то они ищут другие способы, которые нам не очень нравятся. Например, это склонность к рискованному поведению, вызывающему выброс адреналина. Это руферы, бегающие по крышам, зацеперы, которые цепляются за автомобили и вагоны метро, любители прыгать с моста на тарзанке или с парашюта – все эти опасные подростковые увлечения связаны с физиологией: у них так напряжен головной мозг, и так нестабильно психологическое состояние, что своим рискованным поведением они стараются сбросить, нейтрализовать это напряжение.
На третьем месте – потребность в самоидентификации, которая сопровождается поиском ответа на вопросы: кто я? что я умею? что у меня хорошо получается, а что не очень? в чём я лучше всех? Для них это крайне важно.
Если подросткам создать условия для реализации этих потребностей, то дальше всё остальное становится на свои места, по крайней мере, проблемы теряют свою остроту и жёсткого противостояния подростков и взрослых не возникает.
Поэтому ещё одна потребность – это значимый старший. Не обязательно взрослый, это может быть просто старший подросток, имеющий авторитет в глазах ребенка, но не мама или папа, поскольку подростки стремятся к эмансипации, к отделению от семьи. При этом они понимают, что не могут прямо встать и уйти из дома в 14 лет, так как зависимы от семьи материально. И вот этот противоречивый клубок бурлит и булькает в каждом из них.
Возникает вопрос: что с этим всем делать? Как помочь родителям построить отношения с подростком, и как педагогам организовать работу в школе, которая соответствует всем перечисленным выше потребностям и особенностям «трудного возраста»?
Об этом я предлагаю поговорить во второй части своей статьи.
Продолжение следует…