В конце прошлого года большой резонанс вызвал сериал «Слово пацана». В некоторых городах дети начинают воспроизводить ситуации из этого фильма, «играя» в жестокие драки. В этом смысле нашумевший фильм вызывает у меня противоречивые чувства: с одной стороны, он очень талантливо снят, с другой – он героизирует и пробуждает интерес к культуре АУЕ, которая была популярны в конце 80-х-начала 90-х годов прошлого века . Но общество с тех пор изменилось, и не хотелось бы, чтобы такие явления возвращались в нашу жизнь.
Что привлекает, на мой взгляд, подростков в этом сериале?
Во-первых, они видят, что, оказывается, могут на что-то влиять и получать то, чего им не хватает в повседневной жизни.
Если дома и в школе они являются объектами заботы и педагогического воздействия, то по законам улицы они способны что-то менять, пусть в негативную сторону. Эта субъектность их воодушевляет и наполняет гордостью.
Во-вторых, в этом сериале очень ярко показана потребность подростка быть в группе, быть сопричастным к какому-то микросоциуму, и причём с внутренними ритуалами инициации, с атрибутами, с определённым жаргоном, с понятием «свой-чужой».
В то же время мне очень понравился финал фильма, в котором, показан механизм противодействия этой субкультуре, когда один из главных героев вступает в комсомол и покидает группу. Выход из ситуации – в создании альтернативной воспитательной системы, которая будет интереснее, привлекательнее, и позитивнее той криминальной реальности, в которую втянулись «пацаны».
Может, этот happy еnd, как считают некоторые, «притянут за уши», надуман, но ведь в фильме показано, как сложилась судьба участников группы – кого-то посадили в тюрьму, кого-то убили. Это делает сериал менее однозначным и одномерным, потому что там показаны последствия такой «классной» жизни. Однако проблема заключается в том, что уже после просмотра первых серий подростки успевают влюбиться как раз в этот «псевдогероический» образ жизни, который только в последней серии разрушается. Но, к сожалению, не все доходят до финала, поэтому фильм может оказать не лучшее влияние на сознание юных неподготовленных зрителей.
Многие взрослые люди, в том числе известные, высказались по поводу сериала. Одни предлагали запретить его как пропаганду культуры насилия и АУЕ, другие принимали с восторгом, указывали, что все действительно так было в их детстве, и финал фильма расставляет все на свои места. Но мало кто, со свойственной взрослым эйджизмом спросил у самих подростков их мнение. Я рискнул.
Первое удивление – большинство из них знают о сериале, но почти никто его не смотрел. Полностью как сериал смотрели лишь немногие подростки. Тогда откуда лексика, знание сюжета, герои, копирование поведения? Ответ прост: Тик-ток и ВКонтакте.
Клиповое мышление не миф, они редко смотрят продолжительные фильмы или сериалы, но с удовольствием нарезку из моментов.
Для оценки влияния сериала на детей и подростков давайте ответим на вопрос, что скорее превратится в клип и разлетится по соцсетям: агрессивный ответ, драка, правонарушение, изнасилование, самоубийство или приём в комсомол, помощь другому ученику в выполнении домашнего задания? Для родителей и учителей важно знать, как устроен мир современных подростков, как они мыслят, что и как на них влияет, а не оставаться в плену мифов и собственных воспоминаний о своём детстве. И если фильм может оказать не самое лучшее влияние на сознание юных неподготовленных зрителей, то нам важно быть в курсе сюжета и не запрещать смотреть сериал, что невозможно в условиях информационной доступности, а обсуждать реальность 90-х, добавлять к этой карте реальные краски, свои воспоминания, разрушающие уголовный романтизм. При этом важно не навязывать свою точку зрения и говорить не подросткам, а с подростками.