Подростки // Статья

Как воспитать подростка и не сойти с ума

Часть 3

Зачем нужны в школе коворкинг-пространства, скалодромы, настоящее самоуправление, клубы по интересам? Как найти баланс между свободой, которая предоставляется подросткам для самореализации, и ответственностью за их безопасность? Об этом – в очередной статье директора Школы будущего Алексея Голубицкого.

Найти свое место в пространстве школы

В своей предыдущей статье. я начал разговор о том, какие изменения должны произойти в школе, чтобы воспитание подростков не превратилось в непосильную задачу. Первый и главный фактор – это изменение взаимоотношений с подростками: способность устанавливать границы и универсальные правила поведения; говорить не подросткам, а с подростками.

Второй важный фактор, меняющий отношения в школе – это образовательная среда. Есть замечательная книжка Филипа Джексона «Жизнь в классе», построенная на длительных наблюдениях автора за школьной жизнью. Например, там есть такое наблюдение, почему дети, когда тянут руку, поддерживают ее другой рукой. Задумавшись о причинах, он пришел к выводу, что это – косвенное свидетельство о переполненности класса. Так как детей много, я не могу долго руку на весу держать, мне нужно её поддерживать другой рукой. Я очень рекомендую эту книгу читателям, если кто-то ещё её не прочёл. Невероятно интересное чтение. Если мы на школу начинаем смотреть таким вот внимательным взглядом, то мы вдруг заметим, что некоторые подростки находятся утром в конкретных местах, где они ждут прихода своих друзей. Они отчаянно пытаются найти себе место для встреч и общения.

Поэтому коворкинг-зона для подростков появилась в нашей школе не случайно. Там прозрачные двери, остекление, связанное с другим помещением – иными словами, это не то секретное пространство, где подростки предоставлены сами себе. Там есть видеокамера, обеспечены все меры безопасности. Но это место, где они общаются, встречаются без взрослых.

Они его сами проектировали: придумывали, где гамак там повесить, где поставить пуфики (кресла, которые принимает форму твоего тела, когда ты на него садишься).

Там же установили пианино и столы для выполнения домашнего задания. Стену они попросили покрасить графитовой краской, чтобы на ней можно было делать надписи.

Это пространство мы вместе спроектировали и организовали после того, как ребята попросили меня поставить диванчик … в туалете. Сказать, что я был удивлен такой просьбой – это значит ничего не сказать. Стал выяснять, зачем диван в таком неподходящем месте. И услышал в ответ: «Потому что там нет взрослых, а мы хотим сидеть и разговаривать». То есть им очень нужно пространство, в котором они могли спокойно встречаться.

Конечно, сложно создать условия для развития подростков в большой школе, тем более во вторую смену, в которую учатся 6–7-е классы. Но запрос подростков на «свое место» в образовательной среде мы полностью учли при проектировании нового корпуса нашей школы, который сейчас находится в процессе строительства. Там планируется сделать 27 маленьких рекреаций по 30–40 квадратных метров на четырех разных этажах. Дизайн этих помещений мы будем придумывать совместно с восьмиклассниками. Речь идет не только об оформлении, но и о техническом оснащении, в том числе о станциях подзарядки мобильников. Обсудим и другие моменты, которые сделают общение подростков удобным и полезным.

Итак, подобные пространства для общения подростков в образовательной среде школы необходимы. Если мы их не сделаем, они сами его организуют в туалетах, под лестницей, в подвале – словом, в абсолютно неподходящих местах.

Организовать «свою» территорию

Однако главная наша задача – сделать так, чтобы это общение не мешало учёбе, потому что ВПР, ЕГЭ и ОГЭ никто не отменял.

Вторая задача заключается в том, чтобы смягчить их так называемое территориальное поведение, желание «пометить», оградить их личную территорию. С этой целью мы поставили локеры-шкафчики, которые открываются электронной картой.

У каждого подростка свой шкафчик. Это кусочек школы, который принадлежит только-только ему, и он определяет, что там будет.

И он знает, что никто из взрослых не станет проверять его шкафчик – за исключением тех случаев, когда к нам поступит сигнал о том, что там хранится что-то запрещенное.

А что касается мобильных телефонов, то перед каждым уроком наши ученики складывают их в ящик, стоящий на столе учителя. У нас есть договоренность, что на уроках они не отвлекаются. Но отнимать их на входе в школе, как советуют нам законодатели – это вообще нерешаемая задача в условиях большой школы на 1000 и более учеников. В какой мешок складывать эти гаджеты, как их потом идентифицировать с их хозяином, кто будет отвечать за их сохранность и в случае необходимости возмещать ущерб?

К сожалению, многие наши законодательные нормы не продуманы в плане правоприменительной практики. Но в любом случае мы к правовым нормам относимся с уважением и вместо законодателей придумываем, как их реализовать без ущерба для учебного процесса.

Больше спортивных нагрузок – хороших и разных

Итак, для успешного обучения и воспитания подростков необходимо изменить, во-первых, отношения между учениками и педагогами, во-вторых – образовательную среду, перестроив ее под их потребности.

Третье условие успеха – это изменение образовательной программы. Включаем в нее как можно больше спорта, движения, потому что некоторые физиологические проблемы решаются путем снятия излишнего напряжения. И это не только активные игры типа футбола и баскетбола, хотя, безусловно, активное командное взаимодействие очень полезно, но необходимы и такие мало апробированные в школьных условиях площадки, как скалодром. Вы скажете: посоветовать легко, а кто рискнет сделать? А мы рискнули и сделали. Понятно, что при соблюдении всех норм безопасности. Скалождромы стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить, но, тем не менее, снятие адреналинозависимости за счет таких спортивных снарядов, разумеется, со страховкой и под наблюдением опытных тренеров, необходимо.

Если не получается со скалодромом, то взамен могу посоветовать слэклайн, когда на уровне колена протягивается специальный канат (наподобие автомобильного троса), под ним укладывается мат, то есть получается что-то среднее между канатоходством и батутом. Ребята ходят по этому тросу, учатся чувствовать габариты своего тела, тренируют свой вестибулярный аппарат, отрабатывают координацию движений и даже выполняют какие-то акробатические кульбиты.

За 10 лет использования этого снаряда в нашей школе не было ни одной травмы, даже не случилось простого вывиха. Футбол и баскетбол гораздо опаснее, там травмы – дело обычное, часто неизбежное, хотя, конечно, и нежелательное.

Итак, больше спортивных нагрузок – хороших и разных, причём не только традиционных, привычных, но и необычных, которые «цепляют» подростков, позволяют им самореализоваться и повысить свою самооценку. Все это гораздо лучше руферства, зацеперства и прочих действительно опасных вещей, о которых я рассказывал в прошлой статье.

Снижать академическую нагрузку

Еще один способ разнообразить образовательную программу для подростков – это дополнительные занятия по выбору, кружки и секции. У нас в школе их много.

Но если говорить об академических программах, то спешу сообщить страшную тайну: они не соответствуют возрастным возможностям подростков, то есть превосходят их многократно. Поэтому мы стараемся чуть-чуть снизить академическую активность, например, за счет сокращения количества домашних заданий.

Об этом у нас есть договоренность с педагогическим коллективом, все это реально отрегулировать общими усилиями. Но если не координировать решение этого вопроса, то получается знакомая ситуация: в один день ученикам одного класса словесник задает учащимся написать сочинение, математик – выполнить 10 заданий по алгебре, а учитель английского – выучить сразу три новых диалога.

И каждый думает: «Это же немного», не пытаясь сложить все задания для одного ученика. В этом случае подросток встает перед выбором: либо обманывать, либо игнорировать, либо списывать у одноклассников или из сборников готовых домашних заданий, либо дать задание искусственному интеллекту. А еще можно скатиться на двойки и тройки, махнув на все рукой. Так себе выбор, согласитесь.

Чтобы убедиться в избыточности учебной нагрузки для подростков, давайте откроем и сравним табели успеваемости ученика, начиная с 4-го и заканчивая 11-м классом. С одной стороны, вы увидите увеличение числа школьных предметов, с другой – падение успеваемости. И все это на фоне физиологических и психологических изменений, свойственных подростковому возрасту.

Организовать клубы по интересам как альтернативу опасным играм

Конечно, образовательную программу нужно дополнить клубами.

Чем клуб отличается от кружка? Это микросообщество по интересам, которое основано на принципе «три в одном»: классное дело (мне интересно этим заниматься), классный человек (мне нравится «значимый взрослый», который им руководит) и определенная регулярность встреч (не реже двух раз в неделю).

Вот три составляющих успешного клуба любого профиля – будь то гончарное дело, литературная гостиная или квартирник, который собирает любителей игры на гитаре. Кроме общего дела, которое объединяет этот маленький коллектив, у каждого клуба есть свои традиции, ритуалы и атрибуты – например, своя особая форма, свои эмблемы, особые приветствия., празднование дней рождений – словом, все то, что привлекает подростков.

Фактически это альтернатива АУЕ и играм в пацанов, которые стихийно возникают за пределами школы. Подростков, которые посещают такие клубы, уже не тянет в сомнительные уличные объединения, потому что их потребность в общении со сверстниками и в самореализации полностью удовлетворена. Это как сытому человеку предлагать фаст-фуд. А если он голодный, он будет есть всё, до чего сможет дотянуться, ему не до выбора здоровой и полезной пищи.

Дайте подросткам возможность поменять мир

Вывод: меняйте отношения с подростками, образовательную среду, организуйте клубы по интересам. Скажу больше – дайте им возможность поменять мир, хотя бы часть той окружающей среды, в которой они проживают. Подростки станут реже протестовать и проявлять агрессию, когда они начинают быть творцами, субъектами действия, а не пассивными объектами влияния со стороны взрослых.

Нам стоит подумать о том, чтобы постепенно наделять подростков ответственностью и полномочиями. Но крайне важно понимать, что та степень свободы, которую мы даём подросткам, должна быть основана на разумном риске: мы должны давать подросткам достаточно свободы, чтобы они развивались, но ставить достаточные ограничения, чтобы они себе не навредили. И этот баланс очень сложно удержать и педагогам, и родителям. Поэтому процесс взросления ребенка – очень интересная, важная и невероятно острая проблема.

Самое главное, чтобы подростковый возраст не разрушил наши отношения, не навредил самому подростку и не затянулся до пенсии…

А ещё интересными формами реализации академической программы является работа в парах, изготовление настольных игр по предметам и решение проектных задач, когда страсть к общению мы переключаем в мирное русло, на решение академических задач. Но об этом в следующий раз.

Материалы по теме:

Фото предоставлены Школой будущего села Большое Исаково Калининградской области


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube