В лесу раздался шорох. Отец семейства бобров резко обернулся и прислушался. Кажется, на этот раз обошлось, и он продолжил усердно вгрызаться в дерево. Еще несколько усилий и ствол, шевеля ветками, со скрипом медленно стал падать в сторону ручья, присоединившись к нескольким другим поваленным деревьям. Много дней трудилась вся бобровая семья, создавая и укрепляя плотину, и однажды их труды привели к заметному результату. Запруда стала формировать новый водоём, в котором смогла поселиться вся семья, построив на плотине хатку с удобными ходами и уютными комнатами. Им было трудно бегать по лесу: лапы короткие, длинный и плоский хвост мешает быстро двигаться. Им не нравится передвигаться по суше, трудно укрыться от хищников и добраться до еды, поэтому они построили плотину и затопили часть леса.
При чем здесь система образования? Расскажу одну школьную историю, и вы почувствуете себя немного бобрами.
На второй год после появления школы мы с детьми распаковали коробку с LEGO-роботами и создали первый в Калининградской области кружок по робототехнике. Ученики начальной школы с большим воодушевлением взялись за новое и необычное дело.
После месяца занятий я их спросил, вспомнив о важности целеполагания в педагогике:
– А какую цель мы могли бы поставить перед собой, занимаясь робототехникой в школе в нашем поселке Большое Исаково?
– Мы в Интернете видели, что есть Чемпионат Мира по робототехнике. Мы хотим на него попасть! – звонким голосом огорошил меня Дима, один из самых активных юных робототехников. («Ох уж этот интернет», – подумал я).
– Мы понимаем, что Исаково и Сколково – похожие слова, – с иронией вздохнули мы вместе с тренером Татьяной Анатольевной. – Но давайте помечтаем о чем-нибудь более реалистичном, например, сделаем модель автомобиля или корабля?
– Вы же нас спросили, – с вызовом в голосе сказал Артем. – Вот мы и ответили честно, чего хотим.
– Ладно-ладно – примирительно сдался я. – Давайте попробуем.
На пути к чемпионату мира нужно последовательно победить на чемпионате муниципалитета, региона, России и тогда получить право представлять свою страну. Мы с азартом приступили к подготовке. Чемпионаты муниципалитета и региона прошли очень успешно, но… мы были единственными участниками. А на уровне страны все быстро встало на свои места: Пермь, Челябинск, Москва и многие другие регионы уже почти 10 лет занимались и накопили колоссальный инженерный и соревновательный опыт. Даже за предпоследние места мы бороться не могли. Грустные вернулись в свою школу. Очень хотелось сказать банальное взрослое «Я же говорил», но чувствуя, как расстроились ребята, видя вопрос в их глазах «нам отказаться от мечты?», я удержался от морализаторства. Но что же делать? И тогда вместе с тренером мы интуитивно решили применить принцип бобров.
Когда ты чемпион своего класса в школе и сразу становишься автоматически чемпионом региона, то на чемпионате страны ты не можешь конкурировать.
Мы поверили в важность развития школьной робототехники и решили «затопить» ею весь регион, построив «методическую плотину».
Сделали на первый взгляд странный ход, стали стимулировать конкуренцию внутри региона. Наша школа превратилась в ресурсный центр по развитию робототехники, мы проводили семинары, с приглашением лидеров из других регионов и организовывали свои соревнования, вовлекли десятки школ, сотни педагогов, тысячи учеников, стали расти вместе, учиться друг у друга… И мне очень приятно сообщить, что четыре года спустя команда из нашей школы победила в финале чемпионата России и поехала на чемпионат мира в Париж, где смогла выйти в четверть– финал, проиграв только будущему победителю из Франции. Сборная России по футболу год спустя повторила результат наших детей.
Если вы сильно во что-то верите, то важно «затопить» своими ценностями окружающее пространство, зажечь как можно больше людей и школ, и тогда есть шанс, что вы будете если не лучшими, то сможете достичь максимально возможного результата и помочь в этом многим вокруг.