Экспертное мнение // Колонка

Наказание без преступления?


Наказание без преступления?
Фото: tatprofavtodor.ru

Министерство науки и высшего образования планирует ввести ответственность за неуспеваемость для студентов, проходящих обучение по программе целевого обучения. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Как отмечается в документе, потенциальный работодатель, оплачивающий обучение, будет оценивать успеваемость учащегося по определенным дисциплинам, модулям и практикам. Заказчик будет вправе применять какие-либо санкции по результатам не менее двух аттестаций. Предусмотрено два варианта наказания: расторжение договора либо сокращение материальной поддержки обучающегося. При первом варианте потенциальный работодатель сначала обязан помочь студенту исправить положение дел, в том числе за счет дополнительного обучения. Но в случае расторжения договора обучающемуся придется возместить стоимость обучения.

Постановление вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 января 2029-го.

Прокомментировать предстоящее нововведение мы попросили члена комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олега Смолина.


– Оценивая проект нормативного акта, который позволяет разрывать контракты со студентами-целевиками и даже требовать возврата денег, я думаю о том, что наказание должно быть соразмерно преступлению.

В советский период был такой порядок: если студент проваливал сессию, то на следующий семестр он лишался стипендии, и это было справедливо.

Но при этом ему оставляли шанс продолжить учебу, пересдать сессию, и только после второй неудачной попытки его отчисляли. То есть система была достаточно гуманной по отношению к студенту.

Сейчас нам предлагают гораздо более жесткие меры, поскольку речь идет не только о лишении стипендии на следующий семестр, но и о прерывании контракта и о возврате всех средств, которые целевик получил от направляющей организации.

Я думаю, это перебор. Единственное, что успокаивает – это то, что включение в контракт таких пунктов является не обязанностью, а правом организации, направляющей студента на целевое обучение.

Может быть, у потенциальных работодателей хватит здравого смысла устанавливать более мягкие условия, хотя наблюдения за трудоустройством молодежи в последнее время убедили меня в том, что у нас крайне жестко относятся к кадрам.

Я знаю ребят, которым приходилось месяцами бесплатно работать под видом практики или стажировки в надежде на будущее трудоустройство. А после этого они получали вежливый отказ.

Эксплуатация бесплатного молодежного труда – одна из особенностей современного российского капитализма.

Поэтому я бы смягчил проект постановления правительства, чтобы не допустить наказания без преступления.

Ведь провал сессии происходит по разным причинам, и мы это все прекрасно понимаем, соответственно наказание должно быть соразмерно ошибке, но не превосходить ее в несколько раз.

В последнее время Министерство высшего образования и науки проводит последовательный курс на увеличение целевого приема. Возможно, как раз с этим и связано ужесточение условий: с учетом предстоящего роста числа таких договоров стараются взять в ежовые рукавицы студентов, получающих некоторые дополнительные социальные гарантии.

Целевое обучение не получило широкого распространения в России именно потому, что по логике оно предполагает дополнительные гарантии в обмен на дополнительные обязательства.

Например, завод заказывает для себя будущих инженеров, оплачивая ту часть их образования, которая требуется для данного предприятия, или устанавливая надбавку к стипендии, выплачиваемой из федерального бюджета. На нынешнюю стипендию жить невозможно, поскольку она составляет 13% от прожиточного минимума, в то время как в советский период 80%. Поэтому, если раньше студент учился и подрабатывал, то теперь многие студенты работают и «подучиваются», что резко снижает качество их образования.

Так что логика в повышенной стипендии для студентов-целевиков, конечно, есть, но в типовом договоре такие условия не прописаны, все зависит от конкретной организации, направляющей студента на учебу.

К сожалению, представители бизнеса или региональные власти не всегда готовы вкладываться в подготовку будущих специалистов и вместо пряника решают проблему с помощью кнута, что мы и видим на примере этого постановления. Его принятие приведет к непосильным финансовым обязательствам для целевиков в том случае, если они не справятся с учебой.

Просто отчисление было бы наиболее разумной мерой, однако в условиях нормативно-подушевого финансирования у нас сложилась странная ситуация: если уж студент поступил на бюджетное место, то его стараются удержать до последнего, потому что в случае отчисления университет лишится средств, выделяемых из бюджета на данного студента.

А следовало бы неуспевающих отчислять, а на их место переводить отличников с платных отделений.

Но при этом не лишать неуспевающих студентов права на пересдачу сессии и на исправление своих ошибок, если они носят несистемный характер.


Напомним, целевое обучение – это обучение на бюджетных местах по программам среднего профессионального или высшего образования в интересах заказчика (органа власти или муниципального управления, предприятия или даже индивидуального предпринимателя). Оно осуществляется на основании договора с заказчиком, который заинтересован в обучении студента по конкретному направлению подготовки или специальности и его последующем трудоустройстве.

В рамках реализации целевого обучения заказчик обязан предоставлять (или организовать предоставление) студенту мер социальной поддержки, которые могут включать широкий перечень от дополнительной стипендии до жилья, и гарантирует трудоустройство.

Студент со своей стороны обязан освоить образовательную программу и отработать не менее трех лет на предприятии, которое указано в договоре, в должности, которая также указана в договоре. Договором также может быть оговорен уровень заработной платы при трудоустройстве.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube