Что происходит? // Тема дня

Не стоит лечить головную боль гильотиной и ремонтировать часы топором


Не стоит лечить головную боль гильотиной и ремонтировать часы топором
Фото: ru.freepik.com

В конце декабря в волгоградской школе № 48 состоялась так называемая «линейка порицания», информация о которой вызвала большой резонанс в городе. «Линейка позора», как назвали экзекуцию сами дети, прошла в актовом зале, где несколько десятков неуспевающих в возрасте 12–18 лет выстроили на сцене. И публично отчитали за двойки, призывая перейти на домашнее обучение. Дети придали событие гласности в соцсети, а их родители обратились за правовой помощью. Есть версия, что причиной такого антипедагогического мероприятия стала погоня школы за места в рейтинге: по результатам ЕГЭ и другим показателям она входит в топ-50 школ Волгограда и, видимо, стремится не только сохранить имеющиеся позиции, но и достигнуть более высоких результатов. Однако стремление отправить учащихся, портящих общую картину успеваемости, на домашнее или семейное обучение, юристы считают противозаконным.

Мы решили спросить наших экспертов о том, кому должно быть стыдно за «Линейку позора» – ученикам или школе?


Для начала напомню вам популярную шутку. Диалог между мамой и сыном.

– Сынок, почему у тебя в дневнике опять двойки?

– Мама, здесь только два варианта: либо гены, либо воспитание.

Как мы понимаем, гены зависят от семьи, а воспитание – это совместные результаты работы и семьи, и школы, и, увы, всего общества.

Теперь по сути дела. Мне представляется, что методы повышения успеваемости, которые применили в волгоградской школе, можно сравнить с попыткой ремонтировать часы топором или лечить головную боль гильотиной. У детей могут быть самые разные причины неуспеваемости. Лень, подготовка к ЕГЭ и нежелание заниматься по другим предметам, кроме трех избранных; проблемы в семье, недостаток способностей; иногда задержка психического развития, не опознанная психолого-медико-педагогической комиссией, и так далее, и так далее.

Собрать всех этих ребят вместе и одинаково ругать за плохую успеваемость, с моей точки зрения, нелепо. Это, во-первых. Во-вторых, я хочу напомнить историю, которую рассказывал мне известный российский педагог Михаил Петрович Щетинин. В его школе было принято на линейках обсуждать важные события, которые произошли за предыдущий день. Одним из таких событий стал серьёзный проступок одного из ребят, учеников школы. И на этой линейке дети требовали исключить парня из школы. А Михаил Щетинин за него заступился, сказав: «Давайте ещё раз ему поверим». Вот вам разница в подходах между гуманистической и формалистической педагогикой, пример которой мы здесь имеем.

Почему в волгоградской школе выбрали такие методы? Я думаю, именно потому, что в ней насаждается формалистическая система образования. Школа имеет хороший рейтинг, она не хочет его ронять и добивается высоких мест в этом самом рейтинге любой ценой, в том числе ценой антигуманных действий.

Я не уверен, что эти действия тянут на понятие психологического насилия, которое упоминается в Законе «Об образовании». Но, по крайней мере, к лучшим традициям отечественной педагогики это отношения точно не имеет. Я не думаю, что здесь есть материал для Прокуратуры, но для Рособорнадзора имеется наверняка.

В то же время явное нарушение закона заключается в том, что детей пытались вывести на семейное либо домашнее образование.

Казалось бы, если ребёнок плохо успевает, для него нужно увеличить количество дополнительных занятий в школе. Но, как мы прекрасно понимаем, при семейном образовании качество обучения может только ухудшиться. Поэтому такое решение опять же направлено против детей. Успеваемость таким путём не повысишь.

А вот заботы и ответственность со школы можно, конечно, снять. Я понимаю, что современные учителя находятся в очень сложном положении, гораздо более сложном, чем, например, в те времена, когда я работал учителем в советской школе. И тем не менее я хочу повторить вслед за Яном Амосом Коменским его знаменитую формулу: «сначала любить, потом учить». Сегодня она актуальна, как никогда.


Youtube

Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться

Youtube