Сложившаяся кризисная ситуация заставляет нас и дает возможность заново посмотреть на критические элементы нашей системы образования. К таким элементам, безусловно, относится ЕГЭ.
Безусловно, невозможно сейчас предсказать в полном объеме результаты и эффекты эпидемии и экономического кризиса в стране, но важно представлять себе все пространство вариантов.
Будем исходить из положения, что система высшего образования в стране в основном сохранится, что тенденция к применению дистанционных технологий в ней усилится.
Факторы, влияющие на сценарий ЕГЭ:
- Замедление образовательного процесса в школах. Возросшая неравномерность качества образования в зависимости от технологической доступности в школах и семьях и квалификации педагогов.
- Трудности в организации экзамена при необходимости ограничить контакты между людьми.
В создавшейся ситуации, возможно, стоит выработать различные стратегии по отношению к различным категориям выпускников:
- Выпускники, не планирующие получения высшего образования.
- Выпускники, планирующие поступление в вузы с минимальным конкурсом (или с его отсутствием), в схеме ЕГЭ – это получение порогового балла, устанавливаемого Рособрнадзором.
- Выпускники, реально претендующие на конкурсные бюджетные места в массовых вузах и образовательных программах
- Выпускники, планирующие свое участие в высоких конкурсах в ведущие университеты страны на бюджетные и даже внебюджетные места.
Общим принципом может стать большее доверие к школам и вузам.
Возможно, проведение ЕГЭ регионами с существенным расширением количества пунктов проведения экзамена, вплоть до большинства школ региона и участия большей части педагогов. Соответствующие временные регламенты должны быть разработаны, исходя из приоритета санитарной безопасности над обеспечением честности, в частности с особыми регламентами для населенных пунктов с наиболее тяжелой эпидемиологической обстановкой. Для таких мест возможен переход на дистанционный формат ЕГЭ.
Наконец, для выпускников четвертой категории целесообразно расширение перечня образовательных программ, поступление на которые предполагает дополнительные вступительные испытания. Для них вузы могут самостоятельно принять решение о формате и учете этих испытаний, в том числе – их дистанционном формате с использованием «Прокторинга» (проходящей апробацию в Москве и используемой в других образовательных сообществах технологии дистанционного контроля за индивидуальной сдачей экзамена).
В ближайшее время, еще до детального планирования проведения ЕГЭ, Минпросвещения России надо будет определиться в вопросе о сроках и регламентах проведения олимпиад, что особенно существенно для четвертой категории выпускников.