Любовь Петровна Кезина была человеком крайне неравнодушным, с острейшей педагогической интуицией, профессионалом, сочетающим административную смелость и решительность с осторожностью и дальновидностью.
Эти свойства характера Кезиной и поддержка мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова привели к тому, что московская система образования в 1990–2000 годы оказалась полем удивительного творческого разнообразия учителей и директоров, которые получили возможность вырастить огромное разнообразие детей.
Десятки, а наверное, и сотни московских школ просто не могли бы состояться как уникальные феномены российского образования, если бы не её готовность их поддерживать, защищать и любить.
(Была бы заведомой неудачей попытка все эти школы, детские сады, вузы, дома творчества даже приблизительно перечислить.)
При этом в регионе никогда не было задержек с выплатой зарплаты педагогам, ежегодно вводились в строй по 20 новых школ, за несколько лет был разрешён кризис с нехваткой учителей за счёт подготовки новых педагогов в созданном Любовью Петровной региональном вузе, работала система дополнительного профессионального образования, включавшая десятки по хорошему конкурирующих организаций, действовала эффективная методическая служба. Не дождавшись федерального стандарта, регион разработал собственный стандарт и базисный учебный план (Фирсов – Семёнов – Абрамов – Пинский), школы обеспечивались учебниками, компьютерами и учебным оборудованием.
Наверное, именно в случае Кезиной, в силу многогранности ее таланта, огромного количества процессов, которыми она дирижировала, может быть уместным не объективный и систематический, а личный и фрагментарный рассказ многих людей о том, в чём они участвовали. У меня нет возможности сейчас проверить все детали и даты, и в следующем кратком очерке я буду опираться на личные воспоминания по работе с Любовью Петровной с конца 1980-х гг. до её ухода с поста регионального министра в 2007 году, выделяя особенно то, что относится к математическому образованию. Также я не придерживаюсь в своих заметках хронологии и не стараюсь сортировать события по важности.
Академия наук, компьютерный клуб и культура туалетов
Весной 1985 года мы написали учебник по информатике для всех школ СССР, в 1986 году запустили временный научно-технический коллектив «Школа» под руководством Е.П. Велихова. В следующем году Гарри Каспаров получил свою долю призового фонда не деньгами (чтобы не отдавать их советской власти), а персональными компьютерами и вместе с Евгением Велиховым, Алексеем Семёновым и Степаном Пачиковым открыл Детский клуб «Компьютер» в переулке Вахтангова, рядом с театром. В соседнем переулке находилось Главное управление народного образования Мосгорисполкома. Начальником ГУНО была Любовь Петровна Кезина, назначенная на эту должность Борисом Николаевичем Ельциным – первым секретарём Горкома. Тогда мы и познакомились на тему идеи конструкционистской трансформации системы московского образования на базе цифровых технологий.
В конце 1980-х гг. Департамент переехал в здание райкома КПСС, где Кезина недавно была вторым секретарём. Меня пригласили на какое-то осеннее совещание, где обсуждался вопрос о путях развития московской системы образования. В какой-то момент мне дали слово как представителю Академии наук, я сказал, что если Любовь Петровна не изменит состояния уборных в здании Департамента, то о путях развития не имеет смысла говорить. Как мне помнится, это состояние изменилось примерно за полгода. Была ли в этом моя роль, не знаю, хотя точно эта роль присутствовала, когда я назначил профессора Владимира Андреевича Успенского отвечать за состояние туалетов в 57-й школе.
Елена Булин-Соколова уговорила Кезину организовать на первом этаже Департамента Библиотеку игрушек – лекотеку. Идея, что дети могут приходить в здание Департамента и играть там, встретила у Любови Петровны понимание.
ГКЧП – личное противостояние
20 августа 1991 года мы с большой компанией – человек 40, куда входила и Любовь Петровна, отправились в Прагу на Восточно-Западный семинар по образовательным технологиям. Открытие семинара должно было состояться 21 августа в главном зале Карлова университета в 10 утра. Открывать семинар должен был министр образования Чехословакии знаменитый математик Петр Вопенка. Но он на открытие не пришёл, потому что ему пришлось идти на экстренное заседание Кабинета министров.
Семинар мы открыли, Любовь Петровна там выступила, а потом распорядилась, чтобы факс Московского департамента образования содействовал пересылке документов, исходивших из офиса Ельцина. Потом она поехала к послу СССР в Чехословакии Борису Дмитриевичу Панкину и объяснила ему политическую ситуацию. Он оказался единственным послом СССР, который не поддержал ГКЧП.
40 минут на размышление и математика в московском образовании
В августе 1993 года Любовь Петровна приехала в здание, где благодаря ей размещался Институт новых технологий, и предложила мне должность ректора Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Я спросил у неё, сколько у меня есть времени на размышление, она ответила: «40 минут».
В 1995 году я участвовал в подготовке Кезиной с заместителем Лужкова, префектом Центрального административного округа Москвы Александром Ильичом Музыкантским решения о передаче здания государственного детского сада негосударственному Московскому центру непрерывного математического образования и реконструкции этого здания. Там же разместился и Независимый московский университет. В дальнейшем Центр и издаваемые им книги играли важную роль в развитии математического образования в стране.
В начале 2000-х я начал возрождение 179-й школы с включения её в состав института – Московского института открытого образования (ранее – МИПКРО), которым я руководил, и приглашения туда Николая Николаевича Константинова, был и ремонт туалетов за мои личные деньги. Но критическим фактором этого возрождения было личное участие Кезиной.
Все дети – разные и все достойны лучшего образования
Сразу скажу и о случае, связанном с ещё одной школой – 169-й, которую мы тоже включили в состав МИОО (об этом же случае говорит в своих воспоминаниях Е.А. Бунимович).
Я находился в приёмной Кезиной, когда мне на мобильный телефон позвонил директор этой школы и сказал, что районная милиция требует от него списки учащихся у него грузинских детей. Я зашёл в кабинет Кезиной и сказал ей об этом. Она не поверила и потребовала чёткого подтверждения.
Через несколько минут на факс в приёмной пришла копия письма из милиции. Кезина при мне позвонила по вертушке начальнику УВД Москвы и говорила с ним весьма твёрдо. Письма в школы приходить перестали.
К концу 1990-х гг. относится интерес Кезиной к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, к детям на надомном обучении. По естественным и парадоксальным федеральным нормам эти дети должны были получать в разы меньше времени учителя, чем «нормотипичные» дети. Одним из результатов этого интереса было создание в 2004 г. в Москве Центра образования «Технологии обучения», где дистанционные технологии позволили достичь честного уровня хорошей школы.
Ещё один эпизод истории: встреча в кабинете Лужкова, когда три человека (Лужков, Кезина, Семёнов) с разной, но вполне определённой степенью негатива, относившиеся к начинающейся реализации ЕГЭ, приходят к выводу о его неизбежности.
Личная судьба лидера
Два наиболее драматических события в жизни Любови Петровны.
В 1997 году – это выстрел бандита в голову, но намного трагичнее для неё был несчастный случай, который приковал к инвалидной коляске её единственного внука.
Я уже писал о её огромном внимании к детям с особыми образовательными потребностями, стремление создать в системе образования города наилучшие условия для их образования и жизни сформировалось до трагедии с Димкой. При этом реабилитационная помощь людям со спинальными травмами стала её миссией последних десятилетий жизни. И здесь она достигла достойных её масштаба результатов.
Люба и Лариса
И еще одно, очень важное. 20 апреля 2024 году ушла из жизни Лариса Евгеньевна Курнешова. Кезину и Курнешову было трудно разделить в жизни московской системы образования. Нам всем бесконечно повезло, что рядом с Любой находилась Лариса, которая, как настоящий методолог, учёный-практик принимала участие в формировании общего с Любовью Петровной видения работы системы образования, путей её развития и способов реализации этого видения.
Светлая им память…