Мобильный телефон в руках ребенка является серьезной проблемой современной цивилизации. Предыдущей проблемой был телевизор: миллиарды детей потратили миллиарды лет жизни, уткнувшись в телевизор. До этого такой же проблемой, по мнению родителей прошлых веков, были книги. Казалось бы, мобильник лучше телевизора: вместо пассивного поглощения по большей части бессмысленной или просто вредной информации (наряду с познавательной и высокохудожественной), ребенок получил в свои руки инструмент активной жизни: устной и письменной коммуникации, фиксации окружающего мира, мгновенного доступа к разнообразной, нужной ему информации.
Пользы от мобильника для ребенка (как и для взрослого) может быть больше, чем от телевизора, но и вреда, конечно, тоже может быть больше. Например, телевизор ребенок не может использовать для съемки школьного буллинга.
Для системы образования мобильник, как и другие средства цифровых технологий, открывает важные возможности, аналогичные и не меньшие, чем во всем окружающем мире для взрослых и детей, позволяя делать многие важные и нужные вещи. Об этом прекрасно сказал директор школы и академик Евгений Ямбург в недавней передаче «Место встречи» от 7 декабря 2023. По его мнению, даже первоклассник может записать на мобильник воспоминания своей бабушки о первом важном событии ее жизни. Это воспоминание – часть живой истории отдельной семьи и всего человечества – будет потом сопровождать ребенка всю жизнь, сохраняя его связь с предками.
Для родителей электронный дневник в мобильнике, как и доступ к материалам родительских собраний, существенно укрепляет связь со школой, повышает эффективность взаимодействия. Во время пандемии цифровые коммуникации, в том числе и через мобильник, позволили нашим гражданам без особой помощи государства выполнять нашу Конституцию, гарантирующую право на образование и обеспечивать всеобуч.
В то же время мобильник на уроке в руках ребенка сегодня может быть намного вреднее, чем мобильник, который взрослый работник достает из кармана, чтобы переписываться или играть во время совещания. Для ребенка информационное взаимодействие через мобильник, да и компьютерная игра, оказываются зачастую намного важнее и интереснее, чем содержание урока, и он не в состоянии контролировать свое переключение с одного вида деятельности на другой. «Выключившись» на каком-то неинтересном или хорошо известном материале, он может пропустить важное и интересное. Но в этом тоже нет ничего нового – раньше дети тайком на уроках читали интересные книги и теряли нить урока. Если ребенку скучно на уроке, он всегда найдет, на что отвлечься и без мобильника, и без книги. Учитель должен управлять «переключением» внимания на мобильник так же, как, он управляет вниманием каждого ученика в классе. Простой и эффективный способ, который используют многие учителя – собирать мобильники перед началом урока. В школе всегда считалось очевидным и понятным правилом: на парте должно быть только то, что нужно для этого конкретного урока. Мобильник ничего нового к этой практике не добавляет.
Но как же быть с продуктивным использованием мобильника не только вне школы, но и на уроке?
Одна из задач школы – обучение использованию окружающих его инструментов. Ранее в школе учили использовать счеты и ножницы, потом логарифмическую линейку. Телефон в руках человека – это очень мощный инструмент, открывающий окно в огромный мир информации. Научить ребенка использовать этот инструмент, жить в мире современных технологий – одна из значимых задач школы.
Безусловно, учителей, которые могут организовать продуктивное использование мобильника во благо собственного образования, надо поощрять: они открывают для учащихся путь к позитивному применению цифровых технологий, формируют цифровую культуру. Такой учитель воспитывает и цифровой этикет, и цифровую самодисциплину, столь необходимые и взрослому, и подростку. Конечно, не все учителя готовы к такой форме работы – нужно повышать квалификацию учителей. Грамотный учитель сумеет использовать мобильник во благо учения, научить ребенка жить в мире цифровых технологий.
Недавно представленный на рассмотрение Государственной Думы большой группой депутатов законопроект предусматривал возможность использовать мобильный телефон в случаях, «предусмотренных образовательной программой». К сожалению, в третьем чтении законопроекта эта фраза «за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой» – исчезла. Это значит, что мы отрезаем еще одну возможность для формирования информационной культуры школьника на уроках. Можно лишь рассчитывать, что другие цифровые устройства станут еще более очевидной необходимостью в школах. Недавно это было осознано преподавателями математики, которые последовали рекомендациям Минпроса 1982 года и разрешили использование калькулятора на ОГЭ.