Рейтинг школ – это относительно новое явление в российской жизни.
Конкуренция, соревновательность и успешность – неотъемлемые черты нашего времени, в том числе и в сфере образования, где от результатов учеников зависит оценка деятельности как педагогов, получающих за это стимулирующие надбавки, так и конкретной школы.
В Москве формирование рейтинга началось в 2010 году, когда школы начали получать одинаковое повышенное финансирование, которое теперь зависит не от статуса (лицей, гимназия, центр образования), а от количества учащихся.
Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по трем показателям: результатам ЕГЭ, ОГЭ и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников.
Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта.
В основе рейтингования столичных школ – несколько основополагающих принципов.
1. За каждым показателем стоит задача, которую решает школа в интересах школьника, его семьи и города
Таким образом, успешное продвижение каждой школы в рейтинге отражает то, насколько она соответствует приоритетам образовательной политики Москвы. При этом показатели достаточно устойчивы и определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.
Например, с 2021 года дополнительно учитываются результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ по математике, физике, химии, биологии, информатике. Если ученик демонстрирует высокие результаты освоения этих предметов, балл, начисленный школе за этого ученика, дополнительно увеличивается.
Баллы за результаты на ЕГЭ рассчитываются с учетом вклада школы в динамику результатов ученика. Рейтинговые баллы, которые принес ученик за результаты ЕГЭ, делятся между школой, в которой он учился в 9-м классе, и школой, в которой он закончил свое обучение, пропорционально динамике достигнутого результата.
2. Независимое и объективное измерение того или иного критерия
В отличие от многих других регионов Москва не опрашивает школы и не требует от них дополнительных отчетов, не использует экспертные оценки, лишь автоматически собирает только объективные данные независимых измерителей имеющихся информационных систем. По мере создания единых баз данных Департамента образования с другими городскими структурами (органы соцзащиты, МВД, система профессионального образования) рейтинг прирастал новыми параметрами, такими как: результаты учащихся с ограниченными возможностями здоровья; профилактика правонарушений; достижения в чемпионате Worldskills Russia, Абилимпикс (конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью), участие в программе «Профессиональное обучение без границ».
Результаты не заставили себя долго ждать. Например, в этом году четыре диплома заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получили ребята с очень тяжёлыми заболеваниями, в том числе незрячие. Благодаря работе по профилактике правонарушений снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними.
3. Все критерии рейтинга ориентированы на позитивные результаты
Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный корректирующий параметр – число учеников, удалённых с ЕГЭ, он применяется к баллам школы, полученным за сдачу ЕГЭ).
4. Прозрачность критериев и методики расчета
На сайте Департамента образования публикуются не только итоги рейтинга, но и подробная методика его расчета. За 10 лет рейтинг московских школ стал комплексным, максимально охватывающим все показатели, которые поддаются количественному измерению.
Теперь он охватывает 11 блоков:
- качественное массовое образование;
- развитие талантов у максимального количества обучающихся;
- работа дошкольных групп;
- профилактика правонарушений;
- инклюзивное образование;
- социокультурное развитие;
- профессиональные умения и мастерство;
- массовый любительский спорт;
- удовлетворенность семей образовательными организациями;
- функциональная грамотность обучающихся;
- динамика широты возможностей обучающихся.
5. За 10 лет выросло не только количество показателей рейтинга, но менялись его названия
Если в 2011 году был «Рейтинг лучших школ Москвы», в 2013–2014-м – «Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты», то с 2015 года – «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Поэтому публикуются несколько топ-групп-грантополучателей, в которые входят 220 школ с самым существенным вкладом в качественное образование, и это очень хорошее моральное и материальное поощрение и коллективу, и школе.
Также публикуются списки значительного и заметного вклада.
Причем внутри каждой группы школы упорядочены в алфавитном порядке по округам, далее по районам, а потом по названиям. Место школы в группе не указано.
В этом году общий объем грантов мэра Москвы составил 3,85 млрд рублей: 20 грантов 1-й степени по 40 млн рублей каждый, 50 грантов 2-й степени по 25 млн, 100 грантов 3-й степени по 15 млн и 50 грантов за достижения в создании развивающей среды по 6 млн.