В столице началась масштабная программа подготовки педагогов, которые с нового учебного года будут вести дополнительные курсы по математике и естественным наукам в первых – шестых классах. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Москва стремится сохранить лидирующее положение в сфере образования, для этого мы активно усиливаем ключевые направления, которые формируют будущее наших детей. Одно из них – школьное математическое и естественно-научное образование. В рамках развития новой системы подготовки в следующем учебном году для столичных учеников введут дополнительные городские курсы по математике, науке и технологиям. Они рассчитаны на школьников первых – шестых классов. Исследования показывают, что именно в этот период закладывается интерес к точным наукам. Новые занятия помогут создать прочный фундамент для дальнейшего углубленного изучения дисциплин в старших классах. Они не будут дублировать школьную программу: упор сделан на творческие задачи, развивающие логику и аналитическое мышление. Педагоги, которые станут проводить такие уроки, уже начали проходить курсы повышения квалификации. К обучению приступили 14 тысяч столичных учителей», – рассказала Анастасия Ракова.
Первая встреча педагогов в рамках новой программы прошла 15 апреля в Московском центре качества образования столичного Департамента образования и науки. Кроме того, в течение всего учебного года учителя будут получать методическую поддержку, в том числе ежемесячные разборы новых задач, консультации специалистов и дополнительные обучающие материалы.
«Работа учителя в этом проекте отличается от той, что ведется в рамках обычных школьных уроков. Акцент делается не на получении новой информации и ее закреплении на примерах различных задач, а на развитии мышления ребенка. Чтобы эта система функционировала успешно, для учителей организовали курсы повышения квалификации, а в течение всего года Центр педагогического мастерства и Московский городской педагогический университет будут оказывать им методическую поддержку», – отметил научный руководитель Центра педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки Иван Ященко.
Особенность городских учебных курсов по математике, науке и технологиям для учеников первых – шестых классов в том, что акцент делается на решении творческих задач. Отдельное внимание уделят развитию навыков, которые важны в современном мире. Программа также не предусматривает домашних заданий, чтобы не создавать дополнительной нагрузки. Часть задач в рамках курсов посвятят возможностям Москвы и востребованным профессиям.
Как добавила Наталья Моргунова, учитель начальных классов школы № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника, сегодня нужны новые подходы к такому предмету, как математика. Потому что она основа всего, всех наук, которые в дальнейшем ребятам пригодятся. По новой программе дети будут нарабатывать навыки, научатся размышлять, решать логические задачи, а не действовать по образцу.
Для школьников занятия начнутся в сентябре 2025 года. Они помогут подготовиться к обучению в профильных классах, а также к участию в интеллектуальных соревнованиях, например, в новой олимпиаде «Готов к жизни в умном городе». Ее задания ориентированы на учеников начальных классов и включают комплексные вопросы по математике и окружающему миру.
Новые городские курсы не только помогут школьникам лучше освоить математику и естественные науки, но и повысят их интерес к другим предметам. Содержание занятий и используемые методики развивают мышление, самостоятельность и учебную инициативу.
Задача усилить математическую и естественно-научную подготовку школьников входит в стратегию развития московского образования, утвержденную Сергеем Собяниным. Принятые меры позволят сохранить преимущество столицы в этой сфере. Москва входит в пятерку мировых лидеров по качеству школьного образования – ученики городских образовательных учреждений регулярно показывают высокие результаты. В 2024 году более половины золотых медалей страны на международных олимпиадах завоевали участники из столицы. Доля выпускников, которые набрали свыше 220 баллов по трем предметам на ЕГЭ, составляет 38 процентов.
Программа повышения квалификации организована Центром педагогического мастерства и Московским городским педагогическим университетом.
Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства:
– «Сегодня стартуют курсы повышения квалификации учителей начальной школы по замечательному проекту. По инициативе Мэра Москвы каждый московский школьник. будет иметь на час математики больше с 1 по 6 класс. Сейчас речь идет о начальной школе, ключевом этапе развития ребенка, когда закладываются основы мышления школьника. Главная цель проекта – это не освоение нового материала, а развитие мышления логического, геометрической интуиции, чувства числа, умение рассуждать, умение решать задачи, которые тебя не учили решать. Ребята почувствуют вкус первого маленького математического открытия. Разумеется, для этого подготовлены прекрасные материалы. Мы выбрали самые лучшие, занимательные, развивающие задачи, которые доступны каждому школьнику. Речь не идет о том, что это специальные кружки для самых мотивированных или одаренных. Каждый московский школьник получит возможность бесплатно развивать свое математическое мышление.»
«Конечно, для этого нужны новые качества педагога. Ведь это не стандартный урок, когда рассказал материал, закрепил его, отработал. Здесь роль педагога – это роль помощника: дети решают задачи, и учитель не рассказывает им материал, а подсказывает и направляет, организует коллективную работу. Ведь очень важно уметь вести математическую дискуссию. Тем более часть задач очень нестандартные: они допускают много ответов, а некоторые вообще формально нерешаемые. И ребенок впервые сталкивается с задачей, у которой нет решения. В жизни таких задач очень много. Это заложит основы математики, которая нужна для всех естественных наук, для информатики. И, конечно, наши математические классы, ИТ-классы наполнятся новыми ребятами, когда наши ребята закончат эти курсы.»
«Наша программа для учителей максимально ориентирована на практику. Сейчас идут интенсивные краткосрочные курсы повышения квалификации, в которых принимают участие 14 тысяч учителей начальной школы города Москвы. Ведь те знания, те умения, навыки, которые учителя получат, помогут им и на обычных уроках. Они станут ярче, интереснее, эффективнее. Плюс наш Центр педагогического мастерства вместе с Московским педагогическим городским университетом в течение всего года будет осуществлять методическую поддержку – раз в месяц разбирать задачи будущих занятий, консультировать учителей, оперативно отвечать на возникающие вопросы в специальном интернет-пространстве.»
Ирина Мешарина, учитель начальных классов школы на Проспекте Вернадского:
– «Безусловно, логическое мышление очень нужно. Присутствует или отсутствует оно сейчас у современных детей, тяжело сказать. Приведу конкретный пример: у нас у коллеги дочка ходила на тестирование в Московский государственный университет, ходила на тестирование, и все считали, что она гуманитарий. Она собралась на кинокритика поступать. Когда она прошла тестирование в МГУ, наши коллеги сказали: “Мамочка, ваш ребенок – математик”. Вот как оказалось, что все, наверное, и литераторы, и историки, обладая логическим таким мышлением, гораздо более успешны в своей профессии. Любой ребенок – я знаю по школе – умеющий решать логические задачи, рассуждать, успешен в таких предметах, как литература, окружающий мир, история, москвоведение. Поэтому математика ум в порядок приводит. Это давно известное изречение, и действительно это относится к логике.»
«Наш курс будет – это занятие, которое, будет состоять из нескольких частей. И мы будем учить. Мы не даем гарантии совершенно, что все 30 детей после окончания этого курса, то есть первый, второй, третий, четвертый класс, выйдут гениальными математиками, будут олимпиадниками, будут решать, щёлкать логические задачи, как орешки. Нет, но, во-первых, это им пригодится в жизни. Просто это необходимая совершенно вещь. Во-вторых, это им позволит быть успешными в нескольких других предметах. Человек, который выстраивает свои рассуждения четко, я не скажу, что он будет успешен, но ему будут легче даваться многие науки, с которыми он встретится в средней школе и потом в старшей. Потом, ребенок должен получить удовольствие от того, что он может решать такие задачи. Пусть не глобальные, не вселенского масштаба, а на уровне его возраста, того класса, в котором он учится. И получить удовольствие, что да, у меня получилось, – это, наверное, самая высшая похвала. Но для того, чтобы получить вот эту похвалу, надо работать все четыре года, с первого по четвертый класс.»
«Ведущая роль, безусловно, учителя. Вот, и если учитель не будет поддерживать ребенка, у нас ничего не получится. И учитель, наверное, должен работать с родителями, потому что любой родитель легко решит эту задачу, используя какие-то свои знания высшей математики. Этого совершенно не надо, потому что решить задачу при помощи уравнения – это проще всего. Ну, это совершенно схоластический такой вот способ, да. А когда ребенок решает по действиям, рассуждает, пусть вслух, пусть мы много что не говорим и не записываем, да, но обсуждая, все нанизывается, как кольца на пирамидку, и в итоге получается результат.»
«То есть работа идет с первого класса потихоньку, маленькими шажками. Нет цели вот просто сделать все и сразу. Нет цели все решить. Я думаю, что маленькая победа, если ребенок в конце второго класса сможет решить одну или две задачи из раздела “Сами с усами”, – это будет высшая похвала учителю и высшая похвала ребенку. А мы как учителя можем только поддерживать ребенка в начинаниях и направлять, наверное, его в нужное русло. И словами помогать, и помогать организовывать свою деятельность.»
Наталья Моргунова, учитель начальных классов школы № 2090:
– «Сейчас у детей растет интерес к математике. Математика развивает мышление, память, и у столицы есть запрос на развитие точных наук и специалистов этих областей.»
«По новой программе ребята будут решать логические задачи, а не действовать по образцу и нарабатывать задачи определенного типа. Они будут учиться размышлять. Развитие логического мышления помогает ребятам не только в математике, но и в других предметах. Они начинают мыслить более расширенно, более образно.»
«Москва наращивает качество образования, поэтому нужны новые подходы к такому предмету, как математика. Потому что математика, наверное, – это основа всего, всех наук. Математика пригодится и в географии, и в химии, и в обществознании, и в экологии. И главное, это, конечно, развитие мозга, а это очень важно для учащихся.»
Кирилл Арефьев, учитель начальных классов школы № 158:
– «Сейчас, особенно последнее время, растет спрос на науку. Поэтому это очень актуально, нужно поддерживать у современных школьников. И мы, учителя, будем им помогать.»
«Сейчас прогресс не стоит на месте. Дети более современные, тем более сейчас активно внедряется искусственный интеллект, поэтому мне кажется, что очень важно идти в ногу со временем, и в этом должны, просто обязаны помочь учителя.
Для того, чтобы качественно преподавать новые курсы, я считаю, правильным решением было ввести такие курсы повышения квалификации, чтобы сначала нас, педагогов, более тщательно познакомить с этим курсом, объяснить все тонкости, все грани. И потом мы активно будем уже внедрять на наших уроках.»