Но здесь возникает много проблем, в том числе в основе рейтинга – то, что хорошо считается: результаты ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад. Именно достижения и выходят на первый план. Но при этом не учитываются другие, важнейшие для школы аспекты – например, школьная атмосфера.
Каким термометром ее замерить?
Да, ученика можно натаскать и заставить хорошо сдать ГИА, но в то же время школу он воспринимает как казарму.
На протяжении нескольких лет как член комиссии по рейтингам я настаивал на включении других критериев в рейтинг.
Например, работа с группой риска: дети с девиантным поведением, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие проблемы со здоровьем. Им объективно гораздо труднее достичь высоких результатов в учебе, и учителям, безусловно, с ними труднее работать.
Конечно, было бы здорово, если бы ученик из неблагополучной семьи стал победителем олимпиады, но в жизни такое бывает крайне редко.
В реальности педагогам приходится прикладывать огромные усилия, чтобы эти дети освоили хотя бы базовый уровень школьной программы.
Особая ситуация – дети мигрантов, которые делают массу ошибок в русском языке, и хорошо, если они после проведенных с ними дополнительных занятий сделают на 10 ошибок меньше. Но эта часть учительской работы тоже не вписывается в рейтинги.
Поэтому, по моему мнению, любой рейтинг – однобокий, поскольку он не включает перечисленные параметры.
Но можно поступить по-другому: скажем, оценивать школы, находящиеся в неблагополучных районах, или работающие с большим количеством детей с ОВЗ, по другим критериям.