Экономика // Комментарий эксперта

Две модели привлечения педагогических работников: плюсы и минусы


Две модели привлечения педагогических работников: плюсы и минусы
Фото: lycee8.ru

Вопрос определения периодов, которые входят в льготный стаж педагогических работников, активно обсуждался этим летом. Поводом послужило то, что во многих регионах отделения Пенсионного фонда стали исключать из периода льготного стажа время участия учителей в работе экзаменационных комиссий (ОГЭ и ЕГЭ). В результате совещаний, проведенных Минпросвещения РФ, Профсоюза работников образования с представителями ПФ, ПФ согласился с тем, что его позиция по данному вопросу ошибочна. Это, видимо, послужило толчком для работы над перечнем периодов, входящих в льготный стаж.

Анализ регионального опыта участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования показал, что существует две модели привлечения педагогических работников.

Первая модель, при которой педагогические работники привлекаются на условиях совместительства во время, освобожденное от основной работы.

С ними заключается трудовой договор гражданско-правового характера на выполнение работы по совместительству (внешнему) с РЦОКО. Плюсом этого варианта является то, что привлекаемые педагогические работники гарантированно получают компенсацию за работу. При этом выплаты осуществляются организацией, с которой учитель заключил договор (РЦОКО или ИПК) в соответствии со ст. 284 ТК. Минусом является то, что время, в течение которого педагогические работники работают в комиссиях по итоговой аттестации, исключается из времени, дающего право на досрочную пенсию. Позиция Пенсионного фонда (ПФ) по данному вопросу состоит в том, что работа в комиссии осуществляется в соответствии со ст. 47 п. 9 ФЗ № 273 «с освобождением от основного места работы», несмотря на то что работник не увольняется с основного места и продолжает получать там зарплату и платить взносы в социальные фонды.

ПФ считает, что педагогический работник не ведет деятельность, которая позволяет получать льготы на досрочную пенсию в соответствии с постановлением правительства № 516 (ред. от 25.03.2013). Кроме того, как правило, РЦОКО не являются образовательными учреждениями.

Такая трактовка ПФ п. 9 статьи 47 закона № 273 приводит в ряде регионов к пересчету времени для непрерывного стажа педагогических работников и исключению времени работы в комиссиях из времени, дающего право на досрочную пенсию.

Вторая модель, при которой учителя привлекаются в рамках своего образовательного учреждения на условиях совмещения.

Договор заключается с директором школы на выполнение дополнительной работы (в порядке совмещения), которая не содержится в трудовом договоре. Выполнение дополнительной педагогической работы регулируется внутренним распорядком по учреждению в рамках полномочий директора.

Плюсом этого варианта является то, что работник остается в рамках договорных отношений со своим основным работодателем – образовательным учреждением. Никаких пересчетов рабочего времени для стажа не происходит, у ПФ не возникает никаких вопросов в этом случае. Выплаты осуществляются образовательным учреждением, в котором работает учитель, в соответствии со ст. 151 ТК как за работу по совмещению.

Минусом этого варианта является то, что средства, из которых должна выплачиваться компенсация, не должны уменьшать фонд стимулирования школы, а должны быть направлены в школу дополнительно, как «субсидии на иные цели». Между тем региональная практика показывает, что школа либо вообще не оплачивает дополнительно данную работу, либо уменьшает при этом фонд стимулирования.

Схема «совместительство» преимущественно реализуется в регионах. При этом возникает опасность прерывания срока педагогической деятельности (позиция ПФ), требуется обращение в суд для решения этой конфликтной ситуации.

Схема «совмещение» не предполагает заключения договоров гражданско-правового характера с другим работодателем, учитель остается на основном месте работы, работа оформляется как дополнительная, проблем с ПФ не возникает.

Кроме того, в ряде регионов встречается схема «выполнение государственных обязанностей» (Новосибирская область), при которой учителей принудительно направляют на работу в комиссиях, что нарушает права учителей (нарушен принцип добровольности). Такая форма не предполагает заключения договоров, то есть выплата компенсаций не предусмотрена, а возможно поощрение учителя в размерах и формах, определенных школьной администрацией.



Новости





























































Поделиться