Стало модным ругать онлайн-образование. «Общение с компьютером не заменит общения с учителем-преподавателем». Это несомненно. Но только в том случае, если это общение было. А если его и не было никогда, то переход на онлайн-обучение – благо. Оно высвобождает ребенку массу времени, которое ребенок организует сам, занимаясь тем, что ему более интересно. Не это ли «индивидуализация образования», создание собственной траектории развития ребенка? И это хорошо, это то, к чему все стремились (хотя бы на словах) и чего нельзя было добиться в классе при 32 учениках.
Много ли времени учитель мог уделять ребенку, мог ли объяснить то, что ему, ребенку, интересно, но непонятно?
Ребенок в большой степени «отбывал в школе положенные часы». Теперь, даже присутствуя на уроке, он может еще что-то читать или смотреть нужные сайты. Правда, он может и «балду гонять». Это вопрос или самодисциплины, или контроля со стороны взрослых.
Кроме того, много ли родителей могли посещать уроки детей? Скорее всего, нет. Роликами о детях, которые остаются с нянями, забит интернет. А о том, что происходит в классах – роликов единицы, и только в каких-то вопиющих случаях. При онлайн-обучении можно «тайно» присутствовать на всех уроках, было бы желание (и время) у родителей. Зрелище преинтереснейшее. Достаточно послушать учителя несколько минут – и становится ясно, проигрывает ли ребенок от отсутствия прямого общения с учителем или только выигрывает. Такая открытость даже пугает, учителя беззащитны «как в бане», хочется им посочувствовать.
Онлайн-уроки, чисто психологически, – находка для детей, которые несмелы, застенчивы, не уверены в себе, которые боятся поднять руку.
Нажать на иконку «с рукой» значительно проще, чем тянуть руку в классе, на глазах у всех, нет психологического барьера.
Это еще один плюс таких уроков – создание психологически комфортных условий обучения.
Минус в том, что значительная нагрузка ложится на родителей, на их участие в обучении детей. Нельзя уже сказать, что школа недодала, учителя недоучили, учебники недообъяснили… Это работа, работа родителей, которая не оплачивается, но необходима как вложение в будущее, в человеческий капитал, в своего ребенка. А, следовательно, здесь присутствует и «педагогика сотрудничества», родители вольно или невольно становятся соучастниками процесса обучения, что также хорошо.
Поэтому я «за» онлайн-образование. Хотя, несомненно, истина где-то посередине, в сочетании офлайн- и онлайн-образования, но хотелось бы напомнить, что «кризис – это открытие новых возможностей», в случае онлайн-образования это очень верно.