Качество образования // Тема дня

ЕГЭ по патриотизму нам не нужен

10 июля в ГД состоялось установочное заседание экспертного совета по воспитанию. Мы попросили Алдара Дамдинова рассказать о том, как это было.

ЕГЭ по патриотизму нам не нужен
Фото: ruspekh.ru

При комитете Госдумы по образованию и науке действует 22 экспертных совета по различным направлениям, в том числе – по воспитанию. За каждым экспертным советом закреплен куратор от профильного комитета, а на должность председателя приглашаются ведущие специалисты в той или иной области. В связи с тем, что в марте этого года куратор экспертного совета по воспитанию Николай Земцов перешел в другой комитет, его функции передали Алдару Дамдинову. Он создал новый пул экспертов, а возглавить совет предложил директору Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяне Волосовец.

В состав обновленного совета вошли около 40 представителей министерств и ведомств, ученых, в том числе академик РАО Александр Асмолов и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

– Алдар Валерьевич, в состав экспертного совета по воспитанию Вы пригласили представителей разных ведомств. С чем связано такое решение?

– Отмечу, что еще в 2010 году на государственном уровне было заявлено: «Воспитание детей – эта задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом».

Такое представление о воспитании отражает широкий социокультурный, междисциплинарный и межведомственный подход. Речь идет о новом уровне воспитательной активности семьи, общества и государства, определении каждым социальным институтом конкретной программы своего участия в воспитании детей, оказании необходимой помощи семье и школе. Это позволяет существенно расширить воспитательное пространство, включать в его орбиту востребованные практикой методики воспитания.

– Какие выступления, прозвучавшие на установочном заседании, Вы бы отметили особо?

– Я бы выделил два ключевых выступления. Это доклад директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Игоря Михеева, который обозначил основные направления работы ведомства в сфере воспитания. Во-первых, он рассказал о национальных проектах в системе общего и дополнительного образования, особо акцентировал внимание на работе «Кванториумов». Во-вторых, о планах Министерства просвещения прописать в новой версии стандартов функции воспитания. Правда, пока он затруднился сказать, когда мы сможем увидеть окончательную редакцию ФГОС – вероятнее всего, осенью этого года. В-третьих, Игорь Михеев сообщил о поддержке министерством детских общественных организаций – Юнармии, Российского движения школьников и других.

Также всем запомнилось выступление Татьяны Волосовец, в котором она проанализировала психологические аспекты современного поколения подростков. Меня особенно поразил тот факт, что каждый второй ребенок, достигший двухлетнего возраста, имеет доступ к гаджетам.

То есть речь идет о том, что нынешние дети живут в цифровом мире, и традиционные методы воспитания по отношению к ним уже неэффективны.

И сетевое взаимодействие детей никак не пересекается с воспитательной системой школы, поэтому ее надо кардинально менять.

В частности, Татьяна Владимировна обратила внимание на то, что в школе для подростков должно быть организовано свое пространство, где они могли бы заниматься творчеством, обсуждать интересные для них темы, и не по указке педагогов, а по своей собственной инициативе.

Дискуссия не оставила равнодушными членов экспертного совета

Директор школы № 686 «Класс-центр» Сергей Казарновский поделился опытом своей школы, где у каждого учащегося есть личный шкафчик для хранения дорогих ему предметов, и выпускники, покидая школу, передают ключи от шкафчиков младшим школьникам. Происходит эта церемония в торжественной обстановке.

Иногда старшеклассники оставляют в этих шкафах кассеты с любимыми аудиозаписями.

Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Михаил Рожков очень точно заметил, что мы не должны создавать для детей тепличные условия: социализация должна происходить через преодоление каких-то трудностей и развитие навыков самостоятельности.

Еще одна проблема, затронутая Татьяной Волосовец – это родители. По ее мнению, многие из них проявляют безответственность по отношению к своим детям, стараясь переложить воспитание на школу. И педагогам надо искать новые методики работы с семьями, вовлекать их в воспитательную деятельность. В то же время школа не должна впадать в крайность, пытаясь заменить ребенку семью.

Какие задачи в деятельности комитета вы определили как приоритетные?

– Прежде всего, это законодательное регулирование воспитания. В настоящее время правовая база воспитания недостаточно развита, не обладает необходимой целостностью, носит в основном отраслевой, ведомственный характер. Правовой статус воспитания занижен, не адекватен рискам и вызовам времени.

Поэтому в повестке дня нашего совета – внесение изменений в образовательное законодательство.

В то же время здесь важно не перегнуть палку, не устраивать ЕГЭ по патриотизму. Сейчас принято измерять только предметные результаты учеников, но впервые в последнее время многие стали говорить о критериях оценки воспитательной деятельности. Поэтому наша главная задача как раз и заключается в том, чтобы не допустить измерение качества воспитания и личностного развития.

Вместо оценки мы предлагаем проводить мониторинг качества воспитания на основе имеющихся статистических данных (например, данных МВД о подростковых правонарушениях). Формат проведения таких мониторингов мы планируем обсудить на следующих заседаниях экспертного совета.

Скорее всего,это будет «развивающий контроль» – термин, который предложил член нашего совета, академик РАО Александр Асмолов.

Еще одна важная задача – разработка предложений для второго этапа реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (первый этап начался в 2016 году и завершится в 2020 году).

Кроме того, мы планируем инициировать подготовку периодического доклада о состоянии и перспективах развития воспитания в РФ. Сейчас подготовка такого доклада относится к обязанностям Минпроса, но мы хотели бы придать ему межведомственный характер.



Новости





























































Поделиться