Родители // Колонка

Как обустроить комнату ребенка, чтобы развить его самостоятельность

Ребёнок чем-то занят длительное время без сопровождения взрослого, сам может навести за собой порядок, знает, где что лежит, выбирает себе одежду, вытирает пролитое и т.д. Не мечта ли? Обычно это только на словах в соцсетях так, а на деле совсем иначе. Но как бы это воплотить в реальную жизнь?

Как обустроить комнату ребенка, чтобы развить его самостоятельность
Зеркала на уровне глаз ребёнка. Зеркало с перекладиной, чтобы ребёнок, который ещё плохо ходит мог опереться и посмотреть на себя.

Дело нехитрое, но и не такое простое, как кажется. Сейчас даже есть такая услуга по грамотному обустройству комнаты ребёнка, стоит, между прочим, около 7 тысяч рублей. В чём же она заключается?

Это похоже на пересмотр вашего гардероба, когда дизайнер одежды приезжает и на месте собирает ваши наряды «в новом ключе», чтобы у вас появились новые стильные комплекты.

И вроде ничего не поменялось, одежда та же, а при этом специалист, знающий модные тенденции, творит со старыми вещами какое-то волшебство.

Так и в переобустройстве детской, только задача здесь состоит в максимальном учёте возрастных особенностей ребёнка, его потребностей и возможностей.

Место для детских рисунков с прищепками.

Что же в первую очередь сделает такой специалист?

1) Он оценит обстановку в квартире с точки зрения того, что ребёнок может в ней сделать сам, без посторонней помощи. Какие ежедневные действия будут ему доступны? Может ли он сам одеваться? Может ли сам рисовать/играть/читать? Убирать игрушки? Мыть руки? Самостоятельно есть и убирать свою посуду? И т.д.

2) Он проведёт с вами интервью и понаблюдает основные маршруты перемещения ребёнка по квартире – что его интересует, где он останавливается, а к чему не подходит вообще, какие игрушки берёт, а какие лежат мёртвым грузом.

3) И, наконец, оценит пространство с точки зрения визуального сопровождения. Чтобы пространство было понятно ребёнку, даже чужому человеку должно быть сразу очевидно, «где» и «что» хранится и как это можно использовать.

Исходя из этого анализа, специалист, скорее всего, предпримет действия в трёх направлениях: в направлении увеличения доступности пространства, создания зонирования пространства и маркировки пространства.

Что это значит?

1) Доступность.

На первый взгляд кажется, что всё естественным образом доступно малышу, но на деле, если посмотреть прицельно, часто оказывается, что детская одежда висит слишком высоко, малышу до неё самому не достать, книжки направлены на ребёнка не красочной обложкой с картинкой, а «корешками», на которых написаны одни буквы, непонятные ребёнку, и он сам не может выбрать, какую книгу ему полистать. Чтобы налить воды и порисовать красками, ребёнку нужно нести стакан через всю квартиру, а там и пролить воду недолго. Да даже из собственной кроватки ребёнок часто не может слезть самостоятельно, без помощи взрослых, или ему нужно совершить целое усилие для этого.

Пример гардероба для малыша.

Поэтому нужно хорошо продумать и сделать:

– низкие полочки для хранения материалов, а на них контейнеры и корзинки для разных мелочей и бесценных детских сокровищ;

– низкую полочку с книгами, которые смотрят на ребёнка обложкой (не ставьте все книги, которые у вас есть, лучше, чтобы книг было несколько и вы периодически их меняли) и маленькое креслице рядом для просмотра книг;

– низкую кровать для сна (если ребёнок маленький и ему пока сложно самому слезать);

– вешалку с вещами и зеркало на уровне глаз ребёнка, чтобы самому одеваться (комплектов одежды тоже не нужно много, пусть это будет несколько вариантов на выбор по погоде, которые вы можете менять).

– табуретки везде, где ребёнку нужно до чего-то доставать (возле раковины, например), полочку для детской посуды, чтобы ребёнок мог сам мыть и ставить её туда, не рискуя разбить.

Как правило, ничего специально покупать не нужно, хватает и того, чтобы просто перевесить некоторые полки, зеркала, по-другому всё расставить и т.д.

2) Зонирование.

Вообще зонируют пространство любые интерьерные дизайнеры. Это создаёт уют и удобство. Для детей тоже нужно хорошо продумать зоны интересов и активностей. Как правило, детские комнаты небольших размеров, и вся мебель в них стоит по периметру, вдоль стенок. Но детям хочется найти какой-то уютный уголок, закуток, спрятаться. Согласитесь, играть посреди комнаты с общим верхним светом не очень-то атмосферно. Игра – вещь душевная, интимная.

Пример доступности разных видов активности: можно почитать, можно покататься на горке. Кровать находится максимально низко - вариант для малыша 1-3 года.

Поэтому важно:

– разграничить пространство на различные зоны с помощью небольших стеллажей, ковров или светильников.

Создать как бы небольшие закутки с разными видами деятельности, игрушками или материалами и структурировать их по темам.

Например, создать место для творчества и искусства, где есть маленький столик и рядом с ним полочка с красками, кистями, бумагой, карандашами, фломастерами, стаканчиками для воды и бутылкой с ручной помпой, чтобы наливать воду, верёвочкой с прищепками, чтобы ребёнок сам мог повесить свой рисунок.

Зона игры в кубики и лего – место с ковриком без ворса, с отдельным светом, где можно что-то построить. Место для чтения с открытой полочкой, креслом и лампой бра, или с уютным домиком, шатром с подушками, сейчас у многих такие есть. Физкультурная зона с мягким матом, спортивным комплексом или небольшой горкой и т.д.

Не обязательно всё это размещать, но хорошо, если ребёнок будет ощущать пространство комнаты не как единое и цельное, а как содержащее разные интересные занятия. Это позволит ему больше действовать самостоятельно, без взрослых. В том числе убираться не во всей комнате (что пугает ребёнка необъятностью), а в отдельных зонах.

– перебрать существующие игрушки и материалы. Дети незаметно вырастают из некоторых игрушек, какие-то игрушки ломаются, детали от них теряются, и они только захламляют пространство. А какие-то просто надоедают смертельно. Лучше поддерживать будоражащую ребёнка новизну в игрушках: старые или надоевшие игрушки уносить, оставляя только актуальные. А потом возвращать старые на место, чтобы снова стали интересными )

3) Маркировка (или визуализация) пространства.

Ребёнку сложно запомнить, что и где находится, поэтому важно, чтобы всё было подписано, помогая ориентироваться в пространстве и действовать самостоятельно. Важно:

– посмотреть, какие вещи и принадлежности у ребёнка «на виду», а какие скрыты «за дверцами». На каждую дверцу можно повесить картинку того, что за ней находится. Например, придумать вместе с ребёнком, какая картинка будет ему «помогать» узнавать, что же в этом шкафу находится, и потом нарисовать её вместе или найти в интернете и распечатать. Дети постарше могут сами нарисовать такой значок и даже подписать какой-нибудь шкаф.

– структурировать более мелкие материалы по корзинкам или контейнерам и так же сделать для этих материалов маркирующие значки. Например, лего крупное, лего мелкое. Набор животных диких/набор животных домашних и т.д. Завести стаканы с карандашами и фломастерами разных цветов – здесь все красные, а здесь все жёлтые. Так ребёнку значительно легче будет ориентироваться в своих вещах и, соответственно, наводить порядок.

Вот такое решение для хранения карандашей по цветам, сделанное, кстати, с помощью втулок от туалетной бумаги.


Конечно, это только самые базовые лайфхаки по организации детской комнаты, есть и другие нюансы. Но такая оптимизация пространства точно приблизит к мечте – самостоятельному ребёнку и порядку в его комнате )

Группа «Простая сложная психология» на фейсбуке



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube