Психология // Колонка

Фрустрация и как мы с ней обходимся: 3 стратегии


Фрустрация и как мы с ней обходимся: 3 стратегии
Фото: askme.zone

Фрустрация – это такое состояние, которое возникает в ситуации реального или предполагаемого несоответствия наших желаний имеющимся возможностям. То есть в ситуации невозможности добиться чего-то желаемого, удовлетворить потребность.

Ощущение это крайне конфликтное, неприятное и задевающее самооценку. Наверняка это переживание вам знакомо, и с ним приходилось хоть раз сталкиваться в течение жизни.

И, как это бывает с неприятными переживаниями, всегда очень хочется от них как можно быстрее избавиться. И здесь есть несколько стратегий или тенденций. Рассмотрим их:

1) Фрустрация = вызов

Часто невозможность достичь желаемого автоматически воспринимается как вызов и приводит к ещё более активным попыткам достичь желаемой цели. Тогда все отвлекающие моменты отходят на второй план и человек, невзирая ни на что, пытается добиться желаемого. Привлекательность ещё не достигнутой цели в этой ситуации только усиливается. Иногда даже возникают агрессивные попытки пойти напролом, в лоб, что обычно только усугубляет ситуацию, требующую более обдуманного, тонкого и взвешенного способа действия.

Например, когда человек совершает необдуманные покупки или резко вкладывает куда-то деньги.

Вместо одной дорогой вещи, которую не может себе позволить, покупает с десяток более дешёвых ненужных вещей, что в итоге оказывается ещё дороже. Или импульсивно записывается на какие-нибудь курсы, которые потом так же импульсивно бросает. Или начинает бегать и надрывается. И т.д. и т.п.

Это доставляет немало дискомфорта, поэтому есть следующие линии работы в терапии:

–постепенно разбивается чёрное-белое мышление: «или пан, или пропал», «всё или ничего», «сейчас или никогда» и т.д.;

– ищутся более адаптивные способы – сделать что-то, сохранив при этом самооценку, сделать кусочек, не беря на себя всю глыбу, сделать нечто промежуточное, желать по частям и т.д.;

– учим видеть конкурирующие потребности, желания и интересы, которые часто теряются «в пылу» достижения сверхзначимой цели;

– замена средств достижения цели: поиск нового взгляда на ситуацию в целом, пересмотр предыдущих действий, поиск альтернативного пути для достижения цели;

– замена цели: поиск альтернативной цели, удовлетворяющей потребность или желание. Иногда цель бывает навязана другими людьми, например родителями, и вовсе не является такой уж желаемой при близком рассмотрении, тогда её несложно трансформировать или заменить;

– переоценка ситуации, значимости ситуации для всей жизни. Иногда оказывается, что противоречивые стремления оказывается возможным объединить, снизив значимость ситуации и посмотрев на неё иначе.

Это позволяет действовать более гибко, не кидаться на амбразуру и сохранять самооценку на приемлемом уровне. Некоторые из этих приёмов человек и сам осваивает в течение жизни, и это помогает ему снизить фрустрацию.

2) Фрустрация = уход

Это противоположный вектор, но он тоже встречается довольно часто, когда достигается определённый индивидуальный порог терпимости к фрустрации и человек больше не может выдерживать связанное с ней напряжение. Хотя реакция избегания может дать облегчение, уход от ситуации является деструктивным, поскольку не обеспечивает достижения цели.

В Университете Айовы школой К. Левина проводился эксперимент с детьми, посвящённый фрустрации. Он назывался «Фрустрация и регрессия у детей».

Авторы пришли к выводу, что в результате фрустрации у некоторых детей снижалась изобретательность, они впадали в регресс (вели себя как дети младшего возраста или более низкого уровня развития), и у них можно было наблюдать потерю связи с реальностью.

Это можно видеть и в поведении взрослых.

Действительно, если не получается достичь какой-то сильно значимой цели – лучше уйти в ту сферу, где безопаснее, например, где эти цели не так уж важны, ценны и т.д.

Или ещё один важный механизм ухода, которого ещё нет у детей, но он появляется у взрослых – обесценивание недосягаемого объекта желания по типу «зелёный виноград» и преувеличение ценности того, что имеешь, по типу «сладкий лимон».

– феномен «зелёный виноград» – это про ситуацию, когда человеку не удаётся завладеть желаемым предметом, и он обесценивает его, то есть наделяет отрицательными чертами (как в басне «Лисица и виноград», когда лиса не могла получить виноград и назвала его «незрелым», зелёным);

– защита типа «сладкий лимон» – это преувеличение ценности того, что имеешь (по принципу «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).

И сами по себе это неплохие, работающие защиты, и ничего плохого в них нет, но бывает, они не дают человеку даже попробовать приблизиться к собственной цели.

Здесь в терапии важно построить такой процесс, чтобы у человека была возможность попробовать нечто новое, получить такой опыт, несмотря на сложности и преграды и без возможности обесценить новую деятельность полностью.

Пережить опыт удачи через сложности крайне важно.

3) Адаптационный баланс

Идеально, когда у человека в арсенале есть как адаптационные способы совладания с фрустрацией и поддержания своей самооценки, так и опыт принятия вызова и успешного выхода из сложностей в значимой ситуации. Тогда жизнь не складывается по типу избегания ситуаций фрустрации, но и не превращается в жестокую борьбу за мечту вопреки всему.

Группа в ФБ «Простая сложная психология»




Новости





























































Поделиться