Может ли мальчик ударить девочку в ответ, если она сама задирается и даже дерётся? Есть два полярных мнения:
- «Девочек бить нельзя, и необходимо с детства объяснять это мальчикам»;
- «Силу применять можно (иначе так и будут бить, нужно уметь за себя постоять), и не важно, кто перед тобой – девочка или мальчик».
Обычно так и бывает: одни дети дерутся (и родители не делают им замечания), другие в конфликтные ситуации даже не попадают (или умело с ними справляются).
Впрочем, по порядку.
Представления ребенка о взаимоотношениях с людьми формируются взрослыми с самого раннего детства. И формируются они в семье. Родители должны помнить об этом, когда показывают пример взаимодействия между взрослыми, когда выбирают модель поведения героя при совместной игре с ребенком, когда регулируют или не регулируют поведение малыша при общении с другими детьми.
В семье, где ребенку все позволено, где не существует разумных границ, а родители не учат ребенка умению выражать и контролировать свои эмоции, агрессивное поведение предсказуемо.
Когда такой ребенок не получает желаемого, он может нападать с кулаками и на родителей (бабушек, дедушек), и на девочек, с которыми играет: отбирает ведерко в песочнице, бьет лопаткой по голове и считает себя при этом абсолютно правым.
Это происходит, потому что ему разрешено действовать так.
Потому что родители не научили его правилам поведения по отношению к другому человеку, сочувствию и пониманию. Они ежедневно демонстрируют такую модель поведения на своем примере: папа кричит на маму и толкает ее, мама грубит дедушке, кричит на соседку и т. д.
В других семьях, где все взаимоотношения строятся на здоровых основаниях, дети ведут себя иначе. Родители устанавливают ребенку дозволенные границы в поведении с раннего возраста, формируют представление о том, как поступать хорошо, а как – плохо, и не позволяют делать все, что хочется.
Как правильно выплескивать агрессию
Заинтересованные родители проговаривают с детьми эмоции, помогают им понять, что все люди могут злиться, обижаться, сердиться. Они учат, часто на своем примере, выплескивать агрессию правильно: побить подушку, почиркать на бумаге, просто сказать «я злюсь».
Как правило, дети наделяют некоторые игрушки «условно плохими» качествами, например, черная плюшевая собака – злая, всех съедает. И тогда мальчик, играя с соседской девочкой, которая забрала все его любимые фигурки и не готова делиться, наверняка использует своего антигероя для выплеска отрицательных эмоций (собака все съела).
Так дети учатся справляться со своим эмоциональным состоянием приемлемым способом, без применения физической силы.
Когда мальчик развивается в подобной среде, ему не нужно внушать, что «девочек бить нельзя», поскольку он и так считывает это интуитивно с родительской модели поведения, установленных правил, мультиков и книг.
Ему становится очевидно, что мама слабее, ей нужно помогать, поэтому папа о ней заботится.
Агрессивное поведение, конечно, нужно наказывать, а не поощрять. В то же время необходимо проявлять родительскую любовь и искренне желать помочь ребенку. За хорошие поступки нужно своевременно хвалить, обнимать, говорить ласковые слова. Главное в разговоре с ребенком – говорить только о его поведении, а не о личных качествах, особенно если вы разбираете отрицательный пример. Когда ребенок чувствует к себе любовь, он гораздо охотнее готов изменяться.
Безусловная любовь родителей к ребенку поможет сформировать у него желаемое поведение в обществе.