Психология // Колонка

Библия от Искусственного Интеллекта: нужны ли нам новые Поводыри?

Вышел очередной номер научно-публицистического журнала «Образовательная политика». Его открывает колонка главного редактора Александра Асмолова

Библия от Искусственного Интеллекта: нужны ли нам новые Поводыри?

Парадокс Времени: чем больше мир продвигается к созданию Искусственного Интеллекта, тем больше люди начинают понимать и ценить Человечное в Человеке.

Вот уже без малого пятнадцать лет я предваряю почти каждый выпуск журнала «Образовательная политика» колонкой главного редактора.

За это микроскопическое по историческим масштабам время наш журнал неоднократно рождался и перерождался. Менялись сценарии не только театра образовательной политики России, но и разных стран мира. Но мне всегда хотелось избежать для нашего издания участи спринтера, о котором с иронией пел Владимир Высоцкий: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, – и спекся…»

Мы не спеклись. У нас обновился коллектив Редакции: пришли новые талантливые профессионалы. Председателем Редакционного совета в этом году стал один из ведущих специалистов в области нейрокогнитивных исследований, директор Института психологии РАН, академик РАН, профессор Дмитрий Ушаков.

Продолжается наш роман с Высшей аттестационной комиссией. Теперь «Образовательная политика» ждет не только тех, кто ищет свой профессиональный, ориентируясь на специальности «Педагогика» и «Психология». Благодаря тому, что в редакционный совет нашего журнала вошли видные эксперты в области когнитивных наук, ему была присвоена еще одна специальность из перечня ВАК: междисциплинарные исследования когнитивных процессов.

Как бы ни менялась погода за окном, мы остаемся журналом, который никогда не жил и не будет жить по формуле социального конформизма У2: угадать, угодить.

Надежным средством, хранящим нас от печальной участи халифа на час, являются диалоги с мастерами понимания мира, которые, по точному выражению классика гуманитарного познания Михаила Бахтина, живут «во времени большой культуры». Общение с ними позволяет взглянуть на наши дни с «позиций вненаходимости» (Михаил Бахтин).

На этот раз мы выбрали в качестве собеседника Иммануила Канта, трехсотлетие которого в 2024 году отмечает все просвещенное человечество.

Сейчас модно говорить о важности критического мышления и называть его мягким навыком, или же – на смеси русского языка с машинным – софт скилом.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что пальму первенства в исследовании критического мышления необходимо отдать Иммануилу Канту. Достаточно упомянуть хрестоматийно известные труды – «Критику чистого разума» (1781), «Критику практического разума» (1788), «Критику способности суждения» (1790), – чтобы убедиться в том, что именно Иммануил Кант поднял понятие критического мышления на трон познания закономерностей развития человека, природы и общества.

Знаменитая формула Канта Sapere aude! – «Имей мужество пользоваться своим разумом» – обладает непреходящей ценностью. В манифесте «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» Кант доказывает, что и отдельный человек, и человечество, панически страшась собственного взросления, век за веком ищут Поводырей, способных принимать решения и осуществлять нравственный выбор.

И в наши дни человечество вот-вот обретет нового поводыря – Искусственный Интеллект в самых разных его обличиях. Поставленный Кантом диагноз несовершеннолетия и человеку, и человечеству, представляет собой точнейшую характеристику инфантилизма современного общества.

В 1974 году в диалог с Кантом вступил и мой учитель, основоположник культурно-деятельностной психологии Алексей Николаевич Леонтьев. Совсем недавно было опубликовано его «Самозавещание»1, где он в кантовском стиле обращается к заигравшемуся с техническим прогрессом человечеству: «Люди склоняются перед своими творениями. Теперь новая техника – их вершина и кажущееся завершение. Они сейчас ‘‘видят себя” в работе автоматов, суперЭВМ. Думают о себе по подобию с ними. Теряют себя в них. Учатся у них уму и равнодушию».

Доведу эту мысль до абсурда. Кто знает, быть может, в недалеком будущем нас ждет появление библии от Искусственного Интеллекта? И в самых первых строках этой библии будут следующие слова: «…И создал Искусственный Интеллект человека по образу и подобию своему»… Не ищет ли человечество в своих надеждах на Искусственный Интеллект нового поводыря, который поможет ему задержаться на инфантильной стадии развития?

Размышляя над подобными рисками, мы открываем очередной номер журнала «Образовательной политики» провидческой статьей – предупреждением Иммануила Канта, раскрывающим экзистенциальный смысл Просвещения.


1 Леонтьев, А.Н. (2023). «Самозавещание». Вестник Московского университета (серия 14. Психология), 46(2), 202–207. doi. org/10.11621/LPJ-23-23.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube