Психология // Колонка

Любовь Быкова: «Самостоятельные дети способны помочь не только себе, но и другим»


Любовь Быкова: «Самостоятельные дети способны помочь не только себе, но и другим»
Фото: sparklogic.ru

Трагедия, случившаяся в московском «Крокус Сити Холле» 22 марта, потрясла мир. Жертвами и свидетелями этой беды стали не только взрослые, но и дети. Как подготовить детей к экстремальной ситуации, от которой сегодня никто не застрахован? Что нужно делать? Мы спросили об этом детского психолога, руководителя центра педагогики и психологии Новосибирска Любовь Быкову. Вот несколько важных рекомендаций, адресованных родителям.

  • Не прятаться от реальности, но дозировать информацию, избегать бесконечного новостного потока с трагическими видео. Акцентировать внимание на том, что жизнь продолжается, при этом как взрослым, так и детям важно переключить внимание на текущие задачи.
  • Обязательно отвечать на вопросы, которые задает ребенок и уметь его слушать.
Не торопитесь отвечать на вопрос, дайте ребенку договорить, не формулируйте вопрос за него: это очень важный процесс для ребенка – уметь обозначить свои страхи, а для родителя очень ценная информация о том, какие болевые точки необходимо проработать.

Ребенок до 10 лет задаст ровно столько вопросов, сколько у него страхов. Не усугубляйте детские страхи бесконечными разговорами. В таком общении должно быть чувство меры.

  • Учить подростков действовать в экстремальной ситуации, давая четкую пошаговую инструкцию. Такие занятия могут проводиться как в школах и детских центрах, так и в семье: для маленьких детей – в игровой форме, для подростков – в качестве тренинга.
  • Воспитывать в детях навыки самостоятельного поведения. Родители, которые окружают своих детей гиперопекой, должны понимать, что в критической ситуации это обернется против их ребенка. Поэтому задача взрослых двоякая: с одной стороны, обеспечивать безопасность детей, с другой стороны – воспитывать самостоятельность и способность опираться на себя самого.
Постоянное сопровождение детей от дома до школы, от школы до кружка и обратно (причем длительный период, в некоторых семьях чуть ли не до 14 лет), приводит к тому, что дети теряют навык самостоятельного перемещения, общения с разными людьми, умение чувствовать опасность, взаимодействовать с настоящим миром вокруг себя.

Навряд ли гиперопекаемые дети смогут сориентироваться в сложной ситуации, в то время как дети с развитым навыком самостоятельности способны помочь не только себе, но и другим. Мы видели это на примере тех подростков, которые помогали людям эвакуироваться во время теракта в «Крокус-Сити».

  • Обращать внимание на волонтерство, как на полезную практику и профилактику агрессии. Есть специальные программы для трудных подростков, цель которых – познакомить с реальными трагедиями других людей и научить сочувствовать чужой беде. Это позволяет посмотреть на жизнь с другой стороны и стремиться к лучшему. Волонтерство – это не просто хобби для избранных людей с особым складом характера, но способ приобретения важного жизненного опыта, приносящего пользу окружающим.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube