Отвечает психолог // Статья

Эмоции и спорт: легко ли быть родителем спортсмена?

Колонка психолога.

Эмоции и спорт: легко ли быть родителем спортсмена?
Фото: uwwnso.ru

Отдавая ребенка на классическую борьбу, каждый родитель подумает о том, насколько опасен данный вид спорта, о рисках и травматизме. Но мало кто осознает, какой эмоциональный ресурс потребуется в процессе развития. Меня как специалиста, работающего с детьми и родителями в области развития эмоционального интеллекта, практика привела в спортивную среду и натолкнула на ряд вопросов. С одной стороны, как эмоциональный фон родителей влияет на спортивные успехи детей, а с другой стороны, как родители справляются со своей эмоциональной нагрузкой, которая возникает ежедневно. Возможно ли сохранить баланс между ролью родителя и наставника в спортивной карьере ребенка?

Максим Пажога, отец спортсмена, рассказал о ежедневных спортивных буднях и трудностях родителей. «Режим, регулярные тренировки, соревнования – это системная работа без праздников и выходных, круглый год. Родители всегда рядом: увезти, привезти, пообщаться с тренером, проконтролировать питание, поддержать и настроить, то есть постоянно инвестировать силы, время, ресурсы. Все это необходимо совмещать с обучением в школе: знания – это основа для успешного старта ребенка во взрослую жизнь, поэтому обучение на первом месте. За шесть лет занятий борьбой технически состыковать график и выстроить расписание уже не сложно, а вот найти нужные слова для ребенка, помочь справиться с эмоциями, замотивировать бывает достаточно трудно», – говорит отец.

Отмечу, что Максим – родитель с активной жизненной позицией, глубоко вовлеченный в спортивную жизнь ребенка, в прошлом тоже профессиональный борец, что отчасти повлияло на выбор спортивного направления для его сына – греко-римская борьба. По собственному опыту он понимает, какой это серьезный труд и сколько он требует усилий, и помогает сыну идти к поставленным целям.

В свои 12 лет Андрей Пажога принял участие в 26 соревнованиях, выиграл 23 медали, 19 из них золотых, имеет 1-й юношеский разряд, двукратный золотой призер первенства Новосибирской области, является воспитанником спортивной школы «Буревестник», клуба «Сибиряки».

Дальше в разговоре с отцом спортсмена слышу слова: «надо выкладываться», «должен быть результат», «он может», «иначе зачем», и чувствую напряжение. Уточняю, случаются ли откровения с сыном о возникающих чувствах или никаких эмоций, об этом говорить нельзя?

Максим: «В первую очередь я отец и очень люблю своего ребенка. Моя цель – стимулировать вовлеченность, направлять, быть рядом, а не заставлять, ломать, подавлять. Ситуации бывают разные: например, накануне соревнований всегда возникают эмоциональные качели. Физический этап подготовки пройден, и важно напомнить сыну, что он в отличной спортивной форме. Эмоциональное равновесие сохранить сложнее как мне, так и ему, конечно, говорим о эмоциях и страхах. Свои эмоции стараюсь не показывать. В качестве напутствия всегда говорю: “Андрей, ты идешь за победой, но проигрыш возможен. Главная победа – победа над собой. Встать, пойти и сделать!”»


Выводы психолога

Отец по природе своей вправе от сына требовать проявления воли, достижений, результатов, таким образам воспитывая и закаляя характер, а после любить безусловно. Здоровая позиция матери – любить и принимать безусловно, и только после этого требовать.


Сегодня сильный перекос в сторону интеллектуального развития детей, все дни расписаны по минутам, ребенок должен хорошо учиться, говорить на нескольких языках, уметь программировать и так далее. Родители испытывают сильное давление из-за присутствия внешних социальных норм, постоянно решают задачу, как сделать так, чтобы ребенок этим нормам соответствовал. А если нет, то захлестывает чувство вины. Дети, как правило, тоже погружаются в это чувство «я не смог, не оправдал ожидания».

Спорт – это серьезная дополнительная нагрузка: соревнования, соперники, травмы, выгорание, усталость.

«Удается ли выдерживать? Как справляетесь?» – спрашиваю я Максима.

Максим: «Сон и хорошее питание – это основа. Спорт хорошо дисциплинирует, поэтому влияет положительно на учебный процесс. Ежедневные тренировки идут в привычном режиме, организм к ним привык, а вот соревнования – всегда дополнительный стресс.

Первая схватка на ковре, которая определяет дальнейшее движение спортсмена по правилам олимпийской системы, длится всего две минуты. Напряжение колоссальное, когда видишь всю ситуацию со стороны, понимаешь каждое движение, кричишь, подсказываешь, что делать. Но управляет этим процессом сын, важно доверять ему и позволять вести себя к результату самостоятельно. Это его опыт, успехи и поражения. Вся ответственность полностью на нем, борец может слушать только тренера.

Сколько сил и энергии я трачу в эти минуты, оставаясь наблюдателем! Но, независимо от исхода, в конце схватки сыну важно оказать поддержку, а это значит не учить, не обвинять, не говорить про ошибки, и это одна из самых сложных для меня задач».


Выводы психолога

В частной практике регулярно вижу, что родителям не хватает знаний и психологической поддержки, чтобы наиболее легко прожить различные ситуации из спортивной жизни ребенка. Надо научиться выстраивать здоровое взаимодействие без стыда и вины, уметь мотивировать через интерес, исключая давление.


Максим: «Самое страшное – это опасные броски, травмы, которые могут случиться на твоих глазах. На последних соревнованиях была подобная ситуация, сын потерял сознание. Паника, гнев, страх, просто шквал эмоций, но эмоции мешают думать, принимать правильные решения, поэтому, конечно, важно подавить нахлынувшие эмоции и сохранять холодный разум».

Знаю, что на ковре эмоции недопустимы, разговаривать борцам запрещено, при нарушении данного правила борец считается побежденным. Получается, что основная настройка: подавляй, терпи, будь сильным. С одной стороны, такая установка развивает волевой компонент, с другой стороны, блокирует естественные механизмы эмоционального реагирования. Значит, спортсмену необходимы другие способы проживания эмоций. Есть ли психологическая работа в этом направлении в государственных спортивных школах?

Максим: «На данный момент нет, но это было бы действительно ценно, немного больше информации для родителей и спортсменов, и ты уже знаешь, как справляться с нагрузками, оставаться в ресурсе. Иногда мы оба истощены».


Выводы психолога

Большое количество исследований говорит о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта повышает эмоциональную устойчивость спортсменов во время соревнований, положительно влияет на саморегуляцию поведения и достижения результатов. Помним, что девочки в стрессовой ситуации больше сфокусированы на эмоциях, а мальчики – на проблеме. Среди клиентов вижу высокую потребность в развитии навыков эмоционального реагирования.


С победой всегда легко и радостно возвращаться домой, а если поражение? Как помогаете ребенку справиться с этим состоянием? Ведь опереться он может только на родителя.

Максим: «Если поражение, пытаюсь успокоить, помочь принять ситуацию. Но из опыта понял, что Андрею требуется время. Мы всегда много разговариваем, я стараюсь слушать и слышать переживания сына. Рассказываю много историй о знаменитых спортсменах, об их взлетах и падениях. Еще используем “правило погрешности”, оно говорит о том, что победитель умеет прощать себе и другим ошибки и погрешности. Любые ошибки становятся уроком, а каждый урок – это мостик для будущих побед.

В общем, поддерживаю как умею, но иногда слова заканчиваются, и в такие минуты бывает особенно тяжело, тогда целую и обнимаю».

За каждым спортсменом стоят мудрые родители – это огромный ежедневный труд, который не всем по силам. И не важно, ваш малыш уже чемпион или только в начале пути, усилий потребуется одинаково много.

Благодарю Максима за честный разговор и возможность заглянуть за кулисы родительства, когда твой ребенок – спортсмен!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube