Экономика // Комментарий эксперта

Что будет с зарплатой учителей в 2019 году

«Регионы отчитываются за выполнение и перевыполнение майских указов только за счет большой нагрузки педагогов».

Что будет с зарплатой учителей в 2019 году
Фото: pr-bank.ru

– За период с января по сентябрь 2018 года по отношению к первому полугодию 2018 года по Российской Федерации отмечена отрицательная динамика показателя средней заработной платы педагогических работников, сокращение по регионам – в диапазоне от 5,8% до 12,6%. На Ваш взгляд, с чем это связано?

– Я бы не стала придавать значение этим показателям. Надо сравнивать каждый конкретный период 2018 года с аналогичным периодом 2017 года, и тогда мы увидим существенный прирост.

В первом полугодии 2018 года перед президентскими выборами, которые состоялись в марте прошлого года, могли быть выплачены премии, в июне – отпускные, поэтому следующий период – с июля по сентябрь – «просел».

Но я думаю, по итогам 2018 года у нас будут хорошие результаты по зарплате учителей. Замечу, что 2018 год был весьма благополучным. На Гайдаровском форуме выступала Лариса Ерошкина, начальник Департамента межбюджетных отношений Минфина, и она как раз отметила, что в прошлом году многие субъекты РФ вышли в финансовый «плюс» – в том числе за счет увеличения налоговых поступлений. Кроме того, перед выборами субъекты РФ получали бОльшие по объему трансферты из федерального бюджета, что позволило им справиться с различными долгами.

Другой вопрос: что ждет нас в 2019 году? Он прогнозируется как сложный в финансовом отношении.

С этого года начинается финансирование нацпроектов. Повлияет ли это каким-то образом на заработную плату?

Нацпроекты направлены на реализацию инфраструктурных задач – таких, например, как строительство школ и «Кванториумов». Многое будет зависеть от масштаба средств, которые пойдут в регионы на выполнение нацпроекта.

– Почему зарплата воспитателей дошкольных организаций и педагогов дополнительного образования во многих субъектах РФ не достигает плановых показателей?

В 2012 году, когда начиналось выполнение майских указов, отклонение зарплаты этой категории работников от средней зарплаты учителей было очень существенное – в два и более раза, и для начала надо было преодолеть это отставание. Но обратите внимание на то, что прирост средней заработной «дошкольников» и педагогов допобразования идет более высокими темпами, чем у школьных учителей.

– Сегодня дискутируются разные варианты повышения учительской зарплаты. Например, Общероссийский профсоюз образования предлагает повысить планку целевых показателей, чтобы зарплата учителей составляла не 100%, как сейчас, а 150% от средней по экономике региона, причем для осуществления этой идеи необходимы федеральные средства.

– Не думаю, что эта конструкция сработает.

Напомню, что, когда в 2006 году вышло постановление правительства РФ № 814 о вознаграждении за классное руководство в размере 1 тысяч рублей в месяц, субсидии на эти цели выплачивались регионам из федерального бюджета. Но средства перестали перечислять после вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате за классное руководство были переданы на уровень субъектов РФ.

Ключевая проблема сегодня заключается в том, что регионы отчитываются за выполнение и в некоторых случаях даже за перевыполнение майских указов главным образом только за счет большой нагрузки педагогов – на 1,5–2 ставки.

То есть поставленная президентом задача решается за счет интенсификации учительского труда.

Если бы со средней зарплатой по экономике сравнивали не среднюю зарплату учителей, а их полную ставку (18 часов), тогда было бы справедливо.

В вузах пошли по другому пути. Преподаватели, например, получали за полную ставку 30 тысяч рублей, но их перевели на четверть ставки, а зарплату оставили как за полную. Таким образом решается проблема выполнения указов без единой копейки дополнительных затрат.

То есть на местах все формулировки Указа странным образом модифицируются.

Как Вы оцениваете предложения по введению окладной системы оплаты труда учителя, включающей все виды работ?

– Несколько регионов уже пытались это сделать. Эта система предполагает фиксированный рабочий день с нахождением в стенах школы, что не всегда подходит для учителя, который часто ведет большую работу с детьми за пределами школы. В вузах система более понятная: нагрузка ППС состоит из лекций, семинаров, консультаций, которые проходят в вузе, и научной работы вне вуза. Это соотношение может происходить в разных пропорциях: скажем, 70% времени ты стоишь перед аудиторией, а остальные 30% готовишься дома. Но если аналогичную систему ввести в школе и учесть все виды работ учителя в одном окладе за 36 часов в неделю, то фонд оплаты труда в школе должен вырасти не менее чем на треть, что нереально. Поэтому в школах в основном и оплачиваются поурочные, а все остальное – либо по минимуму, либо вообще никак.

Но есть ценный опыт вузов, который можно было бы применить в школе: это введение различных должностей, посредством которых учитывалась бы квалификация работников и в соответствии с этим оплачивалась.

То есть ставка доцента выше, чем ставка старшего преподавателя, а тот в свою очередь зарабатывает больше, чем ассистент на кафедре. А доплаты за разные виды работы рассчитываются как коэффициенты к ставке.

В рамках Национальной системы учительского роста в пилотном режиме в ряде регионов вводятся должности ведущих и старших учителей, и если это будет связано с реальной дифференциацией в оплате труда в зависимости от уровня квалификации педагога, то такое начинание можно только приветствовать.

Подготовила Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube