– За период с января по сентябрь 2018 года по отношению к первому полугодию 2018 года по Российской Федерации отмечена отрицательная динамика показателя средней заработной платы педагогических работников, сокращение по регионам – в диапазоне от 5,8% до 12,6%. На Ваш взгляд, с чем это связано?
– Я бы не стала придавать значение этим показателям. Надо сравнивать каждый конкретный период 2018 года с аналогичным периодом 2017 года, и тогда мы увидим существенный прирост.
В первом полугодии 2018 года перед президентскими выборами, которые состоялись в марте прошлого года, могли быть выплачены премии, в июне – отпускные, поэтому следующий период – с июля по сентябрь – «просел».
Но я думаю, по итогам 2018 года у нас будут хорошие результаты по зарплате учителей. Замечу, что 2018 год был весьма благополучным. На Гайдаровском форуме выступала Лариса Ерошкина, начальник Департамента межбюджетных отношений Минфина, и она как раз отметила, что в прошлом году многие субъекты РФ вышли в финансовый «плюс» – в том числе за счет увеличения налоговых поступлений. Кроме того, перед выборами субъекты РФ получали бОльшие по объему трансферты из федерального бюджета, что позволило им справиться с различными долгами.
Другой вопрос: что ждет нас в 2019 году? Он прогнозируется как сложный в финансовом отношении.
– С этого года начинается финансирование нацпроектов. Повлияет ли это каким-то образом на заработную плату?
– Нацпроекты направлены на реализацию инфраструктурных задач – таких, например, как строительство школ и «Кванториумов». Многое будет зависеть от масштаба средств, которые пойдут в регионы на выполнение нацпроекта.
– Почему зарплата воспитателей дошкольных организаций и педагогов дополнительного образования во многих субъектах РФ не достигает плановых показателей?
– В 2012 году, когда начиналось выполнение майских указов, отклонение зарплаты этой категории работников от средней зарплаты учителей было очень существенное – в два и более раза, и для начала надо было преодолеть это отставание. Но обратите внимание на то, что прирост средней заработной «дошкольников» и педагогов допобразования идет более высокими темпами, чем у школьных учителей.
– Сегодня дискутируются разные варианты повышения учительской зарплаты. Например, Общероссийский профсоюз образования предлагает повысить планку целевых показателей, чтобы зарплата учителей составляла не 100%, как сейчас, а 150% от средней по экономике региона, причем для осуществления этой идеи необходимы федеральные средства.
– Не думаю, что эта конструкция сработает.
Напомню, что, когда в 2006 году вышло постановление правительства РФ № 814 о вознаграждении за классное руководство в размере 1 тысяч рублей в месяц, субсидии на эти цели выплачивались регионам из федерального бюджета. Но средства перестали перечислять после вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате за классное руководство были переданы на уровень субъектов РФ.
Ключевая проблема сегодня заключается в том, что регионы отчитываются за выполнение и в некоторых случаях даже за перевыполнение майских указов главным образом только за счет большой нагрузки педагогов – на 1,5–2 ставки.
То есть поставленная президентом задача решается за счет интенсификации учительского труда.
Если бы со средней зарплатой по экономике сравнивали не среднюю зарплату учителей, а их полную ставку (18 часов), тогда было бы справедливо.
В вузах пошли по другому пути. Преподаватели, например, получали за полную ставку 30 тысяч рублей, но их перевели на четверть ставки, а зарплату оставили как за полную. Таким образом решается проблема выполнения указов без единой копейки дополнительных затрат.
То есть на местах все формулировки Указа странным образом модифицируются.
– Как Вы оцениваете предложения по введению окладной системы оплаты труда учителя, включающей все виды работ?
– Несколько регионов уже пытались это сделать. Эта система предполагает фиксированный рабочий день с нахождением в стенах школы, что не всегда подходит для учителя, который часто ведет большую работу с детьми за пределами школы. В вузах система более понятная: нагрузка ППС состоит из лекций, семинаров, консультаций, которые проходят в вузе, и научной работы вне вуза. Это соотношение может происходить в разных пропорциях: скажем, 70% времени ты стоишь перед аудиторией, а остальные 30% готовишься дома. Но если аналогичную систему ввести в школе и учесть все виды работ учителя в одном окладе за 36 часов в неделю, то фонд оплаты труда в школе должен вырасти не менее чем на треть, что нереально. Поэтому в школах в основном и оплачиваются поурочные, а все остальное – либо по минимуму, либо вообще никак.
Но есть ценный опыт вузов, который можно было бы применить в школе: это введение различных должностей, посредством которых учитывалась бы квалификация работников и в соответствии с этим оплачивалась.
То есть ставка доцента выше, чем ставка старшего преподавателя, а тот в свою очередь зарабатывает больше, чем ассистент на кафедре. А доплаты за разные виды работы рассчитываются как коэффициенты к ставке.
В рамках Национальной системы учительского роста в пилотном режиме в ряде регионов вводятся должности ведущих и старших учителей, и если это будет связано с реальной дифференциацией в оплате труда в зависимости от уровня квалификации педагога, то такое начинание можно только приветствовать.
Подготовила Ольга Дашковская