BIG DATA // Статья

Переход к цифровой школе будет болезненным

Председатель комиссии по образованию Московской городской Думы Антон Молев после участия в проведенной в рамках форума «Город образования» дискуссии об Управляющих советах школ рассказал «ВО» свое мнение о консервативности школе, сопротивлении учителей и доступности образования.

Переход к цифровой школе будет болезненным
Фото: b1.m24.ru

Если говорить об обвинении школ в консервативности, то это не новое обвинение. Консерватизм – это свойство такого социального института, как школа. В этом смысле, если мы говорим о сбалансированной характеристике, школа не может не быть консервативной, потому что обеспечивает определенную преемственность: системы ценностей, культурных образцов, культурных связей. Это часть ее миссии. Поэтому говорить о том, что она избыточно консервативна, было бы неправильно.

С другой стороны, у школы есть ключевая задача – обеспечивать максимально эффективное опережающее развитие через создание условий для формирования всех необходимых навыков, компетенций, свойств личности. Выпускники с такими навыками, выйдя из школы, будут этот мир переустраивать по-новому или в нем существовать. Такой баланс был бы оптимальным, и тогда можно было бы никого не обвинять в консерватизме.


Конфликт технократов и консерваторов в образовании

Что касается конфликта консервативности и технологий, то если мы говорим о серьезных изменениях, которые уже происходят в школе, и не только в московской, мы видим это по крупным городам других стран. Есть определенная резистентность – сопротивление среды. Несомненно, одни из ключевых участников сопротивления – учителя. Это далеко не всегда агрессивная позиция и готовность воевать с изменениями, это не луддизм в чистом виде, но это приверженность традициям, привычка делать то, что ты делал в течение многих лет, и делать так, как это давало результат. Период перехода и перелома достаточно болезненный.

Современное образование может быть мобильным и доступным

Если мы попытаемся сравнить или экстраполировать ситуацию на другие регионы, я не знаю, до какой степени консервативность учителей в регионах выше. Я не думаю, что были такие исследования, во всяком случае, я с ними не знаком. Думаю, будут примерно равные позиции. Если уровень обеспеченности материальными ресурсами не очень высокий, то, конечно, здесь ожидать существенного прорыва не приходится. Надо не забывать о том, что современные ресурсы дают возможность использовать и дистанционные методы работы.

Это не панацея и не единственный выход, но один из альтернативных возможных сценариев развития для регионов с труднодоступностью больших городов и мегаполисов как центров развития науки и образования. Мы знаем, что нынешние технологии доставки информации не так дороги, не нужно оснащать школы сверхсложным оборудованием, если нет возможностей. Хотя этот доступ может быть одним из способов решения этой проблемы.

Важно понимать, что проблематика доступности образования звучит в рамках большой конференции, где ключевыми спикерами были руководители системы образования крупных городов. Если мы рассматриваем в качестве контекста крупный мегаполис, то при определенном использовании инструментария и ряда технологий в крупном городе это возможно. И Москва в этой части демонстрирует определенные успехи и серьезные планы. Но нужно осторожно говорить об этом опыте, если мы попытаемся его тиражировать на другие регионы.



Новости





























































Поделиться