Отказ от зубрежки
Лионель преподает историю-географию в образовательном округе Кан:
«Прежде всего я стараюсь добиться доверительной, доброжелательной атмосферы на уроках, даю ученикам высказаться.
Стараюсь, чтобы они работали головой и использовали свои творческие способности, а не зубрили наизусть.
Предлагаю ученикам составлять хронологические ленты, карты мысли, писать изложения и по мере необходимости прихожу на помощь.
С некоторых пор я использую приложение Plickers для блиц-опросов, им это очень нравится. Обычно мои ученики работают группами по три человека и могут помогать друг другу или заниматься самостоятельно.
Мы устраиваем экскурсии, используем видео».
Акцент на любознательность
Манон преподает в образовательном округе Гренобль:
«Чтобы ученики полюбили историю-географию, главное – пробудить их любопытство. Тут очень помогает видеоряд: отрывки из фильмов, видеоигры, карикатуры или фотографии.
Чем больше конкретики, тем лучше. В идеале мы устраиваем экскурсии или приглашаем очевидцев событий.
Так можно заинтересовать учеников и побудить их задавать вопросы. И, конечно, используем цифровые технологии. Например, Google Earth или оцифрованные архивы.
Важно, чтобы занятия не были монотонными».
Принцип самостоятельности
Мари-Кристин преподает в колледже образовательного округа Пуатье:
«Вообще преподавателям истории-географии повезло: обычно школьники любят этот предмет. Я стараюсь устанавливать максимум связей с недавними событиями, чтобы показать, как история-география помогает объяснить мир, в котором живут мои ученики.
Например, рукопожатие руководителей Южной и Северной Кореи проливает свет на главу о холодной войне, которую мы сейчас проходим: эта тема все еще актуальна.
Мне нравится, когда ученики задаются разными вопросами, размышляют.
Я использую разные виды работ (работа с документами, составление разных текстов, диаграмм). Ребятам это нравится. Они говорят, что не успевают скучать. Использую на занятиях видео, инфографику, учебные игры и предлагаю детям делать это самим.
Подростки любопытны от природы, и наш предмет как нельзя лучше подходит, чтобы заинтересовать их новыми знаниями. С этой целью я в большей мере использую цифровые технологии. Ученики самостоятельно ведут блог, делают доклады по картам и стараются изо всех сил, чтобы привлечь как можно больше читателей. Так возникает связь между школой и внешним миром.
Когда мы проходим главу из учебника, я предлагаю им самим выбирать порядок, в котором они будут выполнять задания.
Недавно один из учеников сказал, что свобода – это то, что он больше всего ценит в моем предмете.
Оценки стараюсь выставлять так, чтобы мотивировать учеников. Отмечая каждый успех, поощряю коллективную работу и соревнования».
Учеба с удовольствием
Лоран преподает в лицее образовательного округа Нант:
«Я считаю, что успех преподавателя во многом основан на оригинальном подходе к изучаемым темам и доброжелательных отношениях с учениками.
Я прибегаю к юмору, поощряю обсуждения. Еще я думаю, что нужно любить рассказывать.
Хотя, впрочем, не все темы одинаково увлекают учеников, да и преподавателя.
Я не задаюсь вопросом, для чего нужен мой предмет, потому что существует очевидный ответ: ради удовольствия приобретать знания.
Есть еще один способ привлечь внимание учеников, чтобы им нравилась история-география - выйти за рамки традиционных представлений о предмете.
Я часто прибегаю к элементам подростковой культуры – кино или музыке.
Важно, чтобы урок был живым, ученики активно в нем участвовали и не замечали, как идет время».
Перевод с французского Александры Ратай