19 декабря состоялось заседание Президиума РАО. Одним из главных вопросов повестки дня стало обсуждение экспертизы учебников.
С основным докладом выступил и.о. вице-президента РАО Владимир Лаптев, который возглавил комиссию академии, созданную в начале декабря в целях проверки организации и проведения дополнительной экспертизы школьных учебников.
Он напомнил,что 26 января текущего года на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ было принято решение о проведении дополнительной экспертизы учебников, которую поручили выполнить специалистам РАО.
По словам В. Лаптева, в этой работе приняли участие 292 эксперта, в том числе преподаватели вузов, научные сотрудники, Заслуженные учителя. 123 из них прошли сертификацию в РАО.
7 декабря состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Минпросвещения РФ¸ которое утвердило результаты дополнительной экспертизы: 863 учебника были рекомендованы к включению в ФП, более 500 учебников остались за бортом.
Однако известно недовольство экспертов, авторов учебников и ряда издательств не только самим фактом назначения дополнительной процедуры, но прежде всего – ее качеством. Свое мнение авторы учебников выразили в письме Президенту РФ Путину от 18 мая.
Владимир Лаптев отметил, что комиссия под его руководством внимательно ознакомилась со всеми претензиями, перечисленными в письме, и пришла к выводу о том, что процедура экспертизы несовершенна.Например,ее регламент предполагает ответы эксперта на ряд конкретных вопросов, и если один из 10 ответов окажется отрицательным, а все остальные положительными, то учебник все равно в итоге может получить отрицательное заключение.
Неверно и то, что эксперт, проводящий педагогическую экспертизу, должен ответить на вопросы, не имеющие отношения к его основной компетенции (например¸ о наличии признаков экстремизма в учебнике).
Директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев предложил изменить формат экспертизы по учебникам для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья:экспертиза должна проводиться на этапе подготовки рукописи, а не на стадии уже выпущенной линейки учебников, на издание которой потрачены большие средства.
Такой подход будет экономнее,рациональнее и справедливее по отношению к издательствам: недостатки можно будет устранить на начальной стадии, причем в совместной работе автора и эксперта.
Эту позицию поддержали все, считая, что подобные изменения следует распространить на экспертизу всех учебников, независимо от того, для какой категории детей они предназначены.
Вспомнили ученые и об апробации учебников, которая раньше была обязательным условием для их использования в школе.
Директор института стратегии и развития образования РАО Светлана Иванова считает необходимым организовать центр сертификации экспертов учебной литературы, разработать критерии их отбора, а также создать реестр сертифицированных экспертов.
Кроме того, она предложила провести исследование по научно-методическим основам экспертизы.
Однако ректор Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы Владимир Филиппов возразил, что времени на такие исследования нет. Наверняка от академии потребуют представить предложения по изменению экспертизы в сжатые сроки.
И главное, как убежден Владимир Филиппов, надо организовать широкую общественную дискуссию на эту тему.
Предложено запланировать рассмотрение рекомендаций по совершенствованию экспертизы на 27 февраля 2019 года, в день общего собрания РАО.
«Комиссия продолжит свою деятельность. Важно, что пути совершенствования учебников будут обсуждаться в самых разных форматах: и на заседаниях отделений РАО, и с учительским сообществом, предметными ассоциациями, родителями. И, конечно, результаты этой работы будут представлены в Министерство просвещения России, с которым мы тесно сотрудничаем и решаем одну задачу – сделать российское образование лучше», – отметил президент РАО Юрий Зинченко.
В целом обсуждение экспертизы на заседании президиума РАО показало заинтересованность ученых в улучшении качества процедуры и в повышении ее объективности.
В этом контексте утверждение результатов дополнительной экспертизы членами научно-методического совета при Минпросе представляется, мягко говоря, странным: ведь даже в самой академии ее критерии подверглись серьезной критике.