У каждого поколения «своя беда». Нас «отлучали» от
книжек, которыми мы могли фанатично зачитываться под одеялом с фонариком, или
закрывшись в туалете, или тайком под партой. Или отворачивали от телевизора к
стене, чтобы «не портить зрение».
Сейчас замените слово «книжка» и «телевизор» на телефон – и увидите актуальную картинку. У современных детей, когда они вырастут, будут другие проблемы с их детьми, потому что мир все время меняется, и всегда будет что-то новое, угрожающее неизвестными изменениями.
Итак, убираем с глаз всё заволакивающую вывеску «Ребенок все время в гаджетах, ужас!», задаем себе вопросы: «О чем я беспокоюсь? Чего хочу для ребенка?»
Разрабатываем тактику, меняя фокус от «отобрать» на фокус «дать».
Даем: живое общение, честность в своих эмоциях, терпимую и систематичную помощь в контроле времени и в следовании режиму дня (ребенок не будет заинтересован и не будет в состоянии делать это сам – его нужно планомерно и спокойно этому обучать), условия для физического «вытрясывания» после виртуальных игр.
Если «отбираем» – то даем что-то взамен – другое занятие, задание, задушевную беседу, предоставляем выбор.
У человека (тем более школьника!) должны быть в день:
– один час, представленный самому себе (это может быть ничегонеделанье, игры на компьютере, все-что-угодно): так школьник будет учиться планировать свое время (и, возможно, понадобится полгода-год и больше, чтобы он сам захотел планировать его более рационально), и снимется тревожность за отсутствие личной свободы (меньше вероятности, что будет «отвоевывать» свое время ночью);
– несколько сеансов по две минуты без любой информации (без гаджетов, книг, разговоров и пр., можно смотреть в окно или просто «втыкать») – так и сами знания лучше усвоятся, и внимание на себя обратится;
– какое-либо дело на минут 15–20 без гаджетов (например, семейный ужин) – и вся семья эту традицию поддерживает.
Очень полезно сесть рядом и посмотреть, во что ребенок играет и что проживает в игре, попытаться понять (без реакций ужаса, а то потом и близко не подпустят).
Можно спрашивать у ребенка, что ему нравится в игре, зачем играет. Так можно обнаружить закономерность, указывающую на какую-то проблему в реальности, которую ребенок пытается прожить или компенсировать в играх.
Самое важное и самое трудное – сохраняем позитивный настрой, долю иронии, честность в своих эмоциях и самонаблюдение. Для озаренческой практики – едем в поездку на три дня, оставив дома телефон!