Воспитание // Статья

«Если хотите отучить ребенка что-то делать – заставьте его это делать каждый день»

О редьке, сопротивлении и детских тайнах.

«Если хотите отучить ребенка что-то делать – заставьте его это делать каждый день»
Фото: parents.ru

Чем больше я работаю и общаюсь с детьми, тем больше вспоминаю и понимаю собственное детство.

Вылечивая свои горло-насморк-кашель, я вспомнила про чудо-рецепт черной редьки с медом: в редьку наливаешь мед, и потом с периодичностью пьешь по ложечке сок из нее. Помогает откашливаться. Я такое сделала – и схватила ностальгию по вкусу, и вот о чем забавном вспомнила...

Мама делала мне такую штуку и напоминала каждый день, чтобы я «принимала» редькин сок. И как только она напоминала – я тут же это... не делала! Я крутила носом, говорила «не хочу», капризничала, обзывала редьку, всячески фукала и нудела. Отыгрывала прекрасно. Но весь сыр-бор был-то в том, что мне нравился этот медово-редьковый сок! Он мне нравился! И втихаря, когда никто не видел, я подкрадывалась к редьке, тихонько приподнимала вершок и зачерпывала вкусненькую жижу. Нет, я не сознавала, что делаю маме назло – я совсем даже так не думала, и намерения у меня такого не было.

Это происходило само собой и было словно правилами игры: если мама что-то мне велит – я отказываюсь и кручу носом.

А вот если не велит – то свобода действий! Думаю, если бы мама знала этот мой секрет, она бы втянула меня в игру «пить редькин сок только когда никто не видит!»

Это то, что Ньюфелд называет инстинктом противления – такой удивительной внутренней системой, которая включается в ответ на чью-то волю, которую кто-то пытается нам навязать. Причем чем больше воля – тем больше проти-воление, просто как защита. Удивительно то, что это действительно делается не со зла, а словно по инерции. Как подтвердили наши ребята на последней встрече с родителями в Коммуникативном клубе для подростков, «мы не специально делаем пакости и вредности!».

Но этот механизм работает очень четко – если заставляют, пинают, упрекают, побуждают, улюлюкают, подстрекают, насаждают, не дай Бог угрожают и шантажируют.

Если хотите отучить ребенка что-то делать – заставьте его это делать каждый день, грозясь и напоминая по 100 раз.

Вспоминаю услышанную историю, как парню запрещали читать в семье одну книгу, говоря, что она только для взрослых. И когда родителей не было дома, парень взахлеб перечитал половину «Античной истории».

Как преодолеть инстинкт противления? Играючи. И расслабляясь. О, я думаю, эта задача сродни духовным практикам в тибетских школах. Потому что она подразумевает прежде всего работу над собой. Это ж надо было так природе позаботиться, чтобы представительным, состоявшимся и серьезным взрослым не застояться на месте, духовно развиваться, познавать дзен, познавать себя (а чем еще является воспитание?). Вы думаете, это так случайно?

Я думаю, что это искрометное провидение с мудрым чувством юмора. Оно придумало инстинкт противления, чтобы взрослые продолжили играть и одновременно учились наблюдать и расслабляться внутренне. Мы начинаем применять силу (навязывание кому-то своей воли – это ведь применение силы) тогда, когда ощущаем себя слабыми и потерявшими опору. Когда я впадаю в такие состояния, мне не очень комфортно, я себя чувствую разбалансированной и хрупкой. Я теряю контроль – но это не контроль над ситуацией или над ребенком, это контроль над собой. Тогда я в свободное время сажусь думать, что же выводит меня из баланса и как мне с этим быть. Ведь это не проблема того, кто выводит, это моя личная проблема. И мое личное противление. Но одно дело, когда личное противление проявляется у ребенка (что является, кстати, здоровым качеством любого растущего и социализирующегося организма).

А другое дело – когда безосновательное противление то и дело возникает у взрослого с накопленным все-таки жизненным опытом, мировоззрением и навыками саморегуляции. Таких взрослых называют вредными.

Я могу «включать» вредного ребенка, но вредный взрослый – это как-то неэстетично, что ли...

Мораль поста о редьке в следующем:

1) Хотите обойти противление ребенка – переставайте быть очень серьезными и втягивайте в игру. Вспоминаем Мюнхгаузена с его «Вы слишком серьезны, господа, в этом ваша беда». Давайте учиться играть!

2) Важно взращивать в себе внутреннего взрослого, свой центр тяжести, принимающий и балансирующий. И для этого тоже не нужно быть слишком серьезными. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Страница Дианы Житней-Кебас на ФБ


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube