Одни говорят: «Детям нужна похвала!», другие уверены: «Хочешь, чтобы убрался в комнате – пообещай что-нибудь». А кто-то придерживается метода «никаких наград – пусть учится ради знаний, жизнь вообще сложна». Правда, как и всегда, где-то посередине.
Вместе с педагогом-психологом Центра толерантности Еврейского музея и ведущей канала Давай по-человечески Ольгой Давыдовой разберемся, какие виды поощрений действительно работают, почему одни мотивируют, а другие вредят, и как поощрять так, чтобы у детей не возникла «наградозависимость».
Поощрения – это не взятка
Представьте ситуацию: Паша Зайкин, ученик 4 «Б» класса отлично сделал домашнее задание, и потому мама говорит: «Вот тебе шоколадка за старания». Звучит безобидно и даже логично – за усилия должен быть бонус. Но если за каждое достижение Паша получает материальное вознаграждение, однажды он может спросить: «А что мне за это будет?». И вот тогда поощрение превращается в сделку.
Многие родители и даже педагоги опасаются, что похвала и награды сделают ребёнка «меркантильным» – и он начнет учиться не ради знаний (что до определенного уровня развития в принципе невозможное требование), а ради грамот, наклеек, призов и одобрения. Но правильно выстроенная система поощрений не превратит школьника в циничного коллекционера призов, а, наоборот, поможет развивать внутреннюю мотивацию. Главное – понимать, как и зачем это работает.
Поощрение и подкуп: в чём разница?
Есть мнение, что похвала – это просто манипуляция, а любая награда – не более чем взятка, замаскированная под воспитательный процесс. Но суть, как и всегда, в нюансах.
- Подкуп – это когда мы предлагаем нашему Паше Зайкину награду заранее: «Сделаешь – получишь». Это классическая схема внешней мотивации, которая действительно может привести к тому, что ребёнок будет делать что-то только ради бонусов.
- Поощрение – это реакция на усилия, подкрепление положительного поведения. Оно учит ребёнка: да, старания имеют значение, но не все стоит делать только ради награды.
Если сказать Маше Васильевой «Получишь пятёрку по математике – куплю тебе новый ободочек», то это подкуп. Но если после хорошей оценки за сложную самостоятельную искренне похвалить и, возможно, предложить совместный поход в кино – в знак признания стараний, после которых важно отдыхать – это уже поощрение. В первом случае ребенок ориентируется на выгоду, во втором – чувствует, что его труд заметили и оценили. Да еще и оценили чем-то интересным.
Поощрение – это не обычный добрый жест, а нейропсихологический процесс.
Когда человека хвалят, у него активируется система вознаграждения мозга, выделяется дофамин – нейромедиатор, который отвечает за чувство удовольствия. Это создаёт положительное подкрепление: «Мне приятно, значит, я буду делать так ещё».
Но важно понимать: если единственным источником дофамина становится внешний стимул (подарки, лайки в соцсетях, оценки), то без него человек перестанет ощущать радость от процесса. Поэтому задача взрослых – помогать ребёнку не только получать награду, но и осознавать собственные успехи и внутренний рост.
Если все так сложно, может поощрение вообще не нужно?
Нужно. Взрослые, которые принципиально не хвалят, потому что «это обязанность детей – учиться, как моя – работать», рискуют демотивировать детей. Без поощрения ребенок может решить, что его старания не имеют смысла, ведь он не видит связи между своими действиями и положительным результатом.
Так что хвалите и поощряйте, но осознанно и искренне. Это:
- помогает ребенку увидеть свои достижения;
- формирует позитивное отношение к процессу обучения;
- показывает, что усилия приносят результат;
- развивает уверенность в себе.
Виды поощрений и подводные камни
Мы часто интуитивно выбираем, как мотивировать ребенка: кто-то делает ставку на похвалу, кто-то на грамоты или подарки, кто-то отказывается хвалить вообще. Ваши дети – ваши правила, но давайте попробуем разобраться: какие виды поощрений существуют и какие у них есть скрытые побочные эффекты.
1. Вербальное поощрение: хвалить тоже надо уметь
Классическое «молодец!» – это здорово, но слишком уж общая фраза. Если повторять ребёнку «Ты такая умная!» или «Ты гений, Паша!», он может решить, что успех – это врождённое качество, а не результат труда.
Куда более эффективна конкретная похвала: «Паша, ты так усердно решал эту задачку про грибы и бочонки, не сдавался, и у тебя получилось!». Такой подход и радует, и даёт Паше чёткую связь между усилиями и результатом.
Подводный камень
Чрезмерная похвала может вызвать зависимость от одобрения взрослых: отсюда растут ноги синдрома отличника и угождающего поведения. Если ребенок привыкает к постоянному «восхищению», то без него он может потерять не только мотивацию, но у внутреннюю уверенность.
2. Материальные награды: подталкиваем или подкупаем?
Наклейки, сладости, значки, игрушки – быстрый и действенный способ вдохновить ребёнка. Такие награды работают особенно хорошо, когда требуется сформировать новую привычку (например, вовремя сдавать домашние задания, чистить зубы или убираться в комнате).
Подводный камень
Если использовать их постоянно, ребенок может начать учиться / следить за здоровьем только ради награды. И в какой-то момент спросит: «А что мне за это будет?». Если приза не окажется – желание что-то делать и достигать результата улетучится. Так что важно, чтобы материальное поощрение было временным инструментом (и одним из множества), а не единственным стимулом.
3. Социальное признание: почёт или давление?
Похвала перед классом, почетное фото на доске достижений или грамота на линейке – это мощное средство мотивации. Дети (да и взрослые) любят, когда их успехи замечают и признают, такой подход очень вдохновляет. К тому же, в игру вступает социальное сравнение: а нам, людям, очень важно в чем-то да быть лучше других.
Но есть одно «но».
Подводный камень
Для интровертов или тревожных детей публичное признание может стать стрессом. Некоторые дети чувствуют себя некомфортно, если их выделяют на фоне сверстников.
Так что, пожалуйста, дорогие педагоги, учитывайте особенности ребёнка: кому-то приятны фанфары в коридоре на общешкольной линейке, кому-то – похвала внутри класса, а кому-то и вовсе нравится услышать «Ты молодец, Машенька, рисунок лошади у тебя получился очень живой, мы гордимся тобой. Вот тебе грамота и книжка про зверей» один на один.
4. Награда опытом: впечатления вместо вещей
Поход в кино с родителями, поездка на велосипедах за город, возможность провести день с любимым учителем на экскурсии – это уже не просто поощрение, а вклад в внутреннюю мотивацию.
Такой формат работает, потому что оставляет яркие воспоминания и показывает, что усилия приводят к чему-то действительно ценному.
Подводный камень
Такие награды сложнее организовать (родители меня поймут: поход в кино – это часов 7 усилий, а заказ игрушки на маркетплейсе – 30 минут), и их не всегда можно использовать регулярно.
К тому же, если «опытные» награды заменяют все остальные формы мотивации, ребенок может начать воспринимать достижения как билет в очередное развлечение, а не как ценность саму по себе.
Но ещё важнее помнить: совместное время с родителями – это не приз за хорошее поведение, а базовая потребность ребенка. Если кино, поездка или вечер настольных игр преподносятся как награда, то у ребенка может закрепиться мысль, что любовь надо заслужить. А это совсем не та ассоциация, которую вам бы хотелось сформировать.
5. Привилегии: лидерство как награда
Выбор места за партой, право быть дежурным или возможность провести классную викторину – всё это тоже поощрение. Для многих детей важно чувствовать свою значимость, и привилегии дают им такой шанс.
Подводный камень
Если привилегии распределяются несправедливо или их слишком часто получают одни и те же дети (даже если это справедливо), у остальных может возникнуть ощущение, что их старания не имеют значения. Ну а зачем стараться, если право сидеть на первой парте все равно получит самая аккуратная и тихая Наташа, а колокольчик на переменке – самая активная, ну просто в бочке затычка, Оля.
И что делать? Помнить, что поощрения – не волшебная кнопка
Нет универсального поощрения, которое одинаково хорошо работает для всех. Паше нужна похвала, Кате – материальный стимул, Оле – возможность продемонстрировать знания перед классом. Но чтобы любое поощрение не превратилось в манипуляцию и сохраняло эффективность, чередуйте разные методы.
Как поощрять: человечный чек-лист для педагогов и родителей
1. Хвалите за процесс, а не только за результат
- Не надо так: «Какой ты умный!» после пятёрки по математике.
- Попробуйте: «Ты так долго пытался разобраться с этой задачей – и получилось!»
Петя весь вечер мучился над задачей по геометрии. Если сказать «Ого, какой ты оказывается математик у меня! Всегда бы так» – он может подумать, что теперь от него всегда ждут успехов. Но если подчеркнуть усилия: «Вижу, ты не сдался из-за сложности и нашёл способ разобраться с этими монстрами-углами», он научится ценить сам процесс непростого решения, а не только результат.
2. Не перехваливайте (но и не скупитесь на признание)
- Не надо так: «Ты просто будущий Пушкин!» (за сочинение из семи предложений).
- Попробуйте: «Ты так интересно описала героя, сразу видно, что вложила всё воображение. О! А вот в этом предложении почерк особенно летящий и аккуратный, сразу глазу приятно».
Лена написала рассказ для урока литературы. Если похвалить слишком громким и несоразмерным «Гениально!», она в следующий раз может и испугаться, что не дотянет до этого уровня. Либо могут возникнуть проблемы с самооценкой: я уже гениальная, зачем стараться-то? Если выдать слишком сухое «Ну, неплохо», интерес пропадёт. Баланс важен, так что найдите конкретные детали и сфокусируйтесь на них.
3. Меняйте типы поощрений, не зацикливайтесь на одном
- Сегодня – тёплые слова.
- Завтра – право выбрать маршрут для прогулки или что интересненькое закажем на ужин.
- Через неделю – поездка в музей или на мастер-класс по рисованию.
Если за хорошие оценки ребёнка всегда ждет одинаковая награда – та же шоколадка, в какой-то момент этот «обмен ценностями» превратится в рутину. И в кариес... Но если иногда Паша получает +1 час к игре на компе, иногда право выбирать фильм для всей семьи на выходные, а иногда просто гордится собой – мотивация будет куда более естественной, а не «за конфетку».
4. Не привязывайте поощрение к базовым вещам
- Не надо так: «Если будешь хорошо учиться, пойдем в кафе».
- Попробуйте: «Я вижу, как ты старался! Думаю, это надо отметить. Давай в выходные вместе выберем, куда сходим? Право решения у тебя».
Семейные прогулки, игры и теплые разговоры с объятиями – это не награда, а естественная часть жизни. Если ребенку приходится заслуживать время с родителями, у него может закрепиться убеждение, что любовь нужно заработать.
5. Не используйте поощрение как манипуляцию
- Не надо так: «Сделай уроки, и я похвалю тебя перед бабушкой».
- Попробуйте: «Когда сам видишь, что справился с особенно трудной задачкой, Маш, – приятно, правда? Очень понимаю это чувство!»
Маша написала диктант без ошибок. Если её хвалят «для всех» – «Расскажем всем, какая ты молодец!» – у девочки может возникнуть ощущение, что она учится ради чужого одобрения. А если сказать: «Ух ты! Здорово, умничка. Наверное, сама собой гордишься?», то она начнёт замечать внутреннее удовлетворение от успеха.
6. Замечайте разные успехи, не только оценки
- «Ты так круто объяснил задачу однокласснику! А мне сможешь?»
- «Классно, что ты сам вспомнил про свою тренировку!»
- «Ты сделал ошибку, но не испугался и попробовал еще раз. Горжусь!».
Ваня принёс домой пятёрку – и его вполне заслуженно похвалили. А вот когда он помог однокласснику подготовиться к контрольной, никто и не заметил, хотя мальчики сидели на кухне вдвоем три часа кряду. В итоге у Вани закрепляется мысль: ценность – только в оценках. А ведь мы хотим, чтобы он ценил и другие свои качества: отзывчивость, эмпатию, умение объяснять и др.
7. Учитывайте индивидуальность ребёнка
- Условному экстраверту важно услышать похвалу при всех.
- Условному интроверту лучше получить записку с добрыми словами или разговор один на один.
- Любого человека лучше спросить, что он любит и как ему приятно.
Учительница похвалила Машу перед всем классом, но та сжалась в комочек и покраснела. Не потому, что не рада – просто для неё публичное внимание некомфортно. А педагог еще и завела шарманку про «Ну чего ты стесняешься, скукожилась, будто реально не заслужила». В следующий раз лучше похвалить Машу один на один, выразить ей свою поддержку и гордость.
8. Главный секрет: помогите ребёнку почувствовать гордость за себя
В идеале поощрение должно не заменять внутреннюю мотивацию, а поддерживать её.
- Иногда достаточно просто спросить: «Как ты сам себя сейчас чувствуешь?»
- Или сказать (только без пассивной агрессии): «Кажется, ты собой доволен?»
- Или улыбнуться и дать понять: «Я вижу, как это важно для тебя».
Дима закончил трудный проект по физике. Можно сказать «Молодец!» – и он получит секундное удовольствие. А можно спросить: «Ты проделал такую важную работу! Как думаешь, какая часть у тебя вышла лучше всего? Опыты? Описание? Иллюстрации? Расскажи мне подробнее, та-а-а-ак интересно» – и тогда он сам заметит свой прогресс, что гораздо ценнее.