Дети // Статья

Вверх по лестнице школьного самоуправления

От распределения средств до создания рабочих мест.

Вверх по лестнице школьного самоуправления
Фото: translator-school.com

В прошлой статье Алексея Голубицкого речь шла о том, как меняется жизнь школы, ее инфраструктура и образовательная среда благодаря идеям и предложениям учащихся. На этот раз его рассказ будет посвящен разным уровням участия детей в самоуправлении.

Наш базовый лозунг: «Нужно школу строить не для детей, а вместе с ними». Мы стараемся вовлечь как можно больше детей в процесс самоуправления, но степень их участия может быть разной.

Первый уровень – это участие в формировании бюджета, когда дети говорят, на что лучше потратить имеющиеся у школы средства. Понятно, что директор несет основную ответственность и заключает договоры, но делегировать детям часть полномочий по распределению денег – тоже важная задача. Они – полноправные участники образовательного процесса и порой лучше нас, педагогов, видят дефициты. И кто как не школьники помогут нам определить, чего им не хватает для счастья.

Второй уровень – это участие в реализации деятельности. Мало предложить идею – надо составить смету, взаимодействовать с потенциальными исполнителями, осуществлять авторский надзор.

Третий уровень – это руководство проектной группой школьников по реализации той или иной идеи.

Четвертый уровень – трудный и почетный. Это когда школьники участвуют в наполнении бюджета: чаще всего это происходит благодаря победе в различных научных конкурсах и получению денежных грантов, которые они вкладывают в развитие своей школы. Ярким событием в жизни школы стало изобретение Энвером Курбановым дождевой энергетической установки, которой заинтересовались эксперты Сколково. Его проект был отмечен наградами Международной выставки научно-технического творчества молодежи Expo-Sciences Europe 2012, которая проходила в Туле.

Другой пример – Дмитрий Коннов, который предложил перейти от слов к делу в вопросах энергоэффективности в школе. Победив во Всероссийском конкурсе «Вместе ярче», он получил 150 тысяч рублей на реализацию своего проекта.

Так у нас на крыше школы появились солнечные панели и небольшой ветряк, старые лампы заменили на энергоэффективные. Школа стала потреблять на 12% энергии меньше.

Саша Мицких озадачился тем, что в последние 5 лет из-за частых дождей стала появляться большая лужа на территории школы. Он скрупулезно изучил причины этого нежелательного явления и разработал внутреннюю дренажную систему. Получил на открытом молодежном конкурсе на реализацию своего проекта 200 тысяч рублей и 50 тысяч премию. Теперь вместо лужи у нас колодец для полива растений.

Пятый, самый высокий и серьезный уровень – это создание рабочих мест. Так у нас в школе появилась лавка канцтоваров и буфет, где работают сами ученики. Это первый опыт трудоустройства и взаимодействия с работодателем, он точно пригодится им в будущем.

Таким образом, если поддерживать школьные инициативы, то ученики начинают не только предлагать идеи, но и находить ресурсы для их воплощения, стараются перейти от мечты к цели, от цели к реализации.

Разноуровневый подход позволяет самому ученику определять степень своего участия во внедрении выдвинутой идеи. Давайте строить школу не для детей, а вместе с ними!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube