Дети // Статья

Пицца с директором, «просушка идей», ночь в библиотеке

Как поддержать детскую инициативу и сделать жизнь школы ярче.

Пицца с директором, «просушка идей», ночь в библиотеке
Иллюстрация: tc-dvor.ru

В прошлой статье мы писали о том, как ученики Школы будущего генерируют новые идеи, создают свои изобретения и проекты. Но как вдохновить детей на творчество, как поддержать их стремление изменить жизнь школы к лучшему? Рассказывает директор Школы будущего Алексей Голубицкий.

Важно, чтобы инициативу ребенка поддержали все – от учителя до директора

Довольно часто подростков обвиняют в безынициативности, в том, что они ни к чему не стремятся и ничего не хотят. Причина такого явления проста – мы не даем детям проявить себя, а заставляем их выполнять наши поручения, которые им не интересны. Никому не нравится быть объектом манипуляций, всем нам хочется проявлять своё творчество, свою субъектность. Поэтому мы пошли по другому пути. Есть несколько механизмов, связанных с побуждением детей к инициативе и ее поддержкой.

Во-первых, это поддержка идей и проектов, которыми дети делятся с педагогами и директором. И если они видят, что взрослые не отмахиваются от их даже самых невероятных идей, тогда они продолжают это делать. Я могу рассказать несколько историй на эту тему, каждая из которых начинается со слов: «Открывается дверь в кабинете директора, и…»

Приходит ученик и говорит, что у нас есть проблема в школьном гардеробе – там нет специального места для ранцев. Когда дети заходят раздеваться, они складывают портфели прямо на пол возле гардероба, и это создает беспорядок. Для решения проблемы ученик предложил сделать шкаф с ячейками и по моей просьбе нарисовал его. И в этот момент ребёнок начинает использовать свои навыки, полученные в школе. Надо же не просто нарисовать шкаф, но и указать его точные размеры – в сантиметрах и миллиметрах. Человек начинает понимать, что те знания, которые он получает на уроке в начальной школе, оказывается, пригождаются на практике. Дальше надо подумать, из какого материала лучше сделать шкаф и какого он будет цвета. В итоге по его чертежам мы изготовили шкаф, а одноклассники – те, кто захотел – приняли участие в раскрашивании. Получился очень даже интересный по дизайну авторский объект у нас в школе, удобный и полезный для детей.(О других проектах мы подробно рассказывали в предыдущей статье. – Ред.)

Хочу подчеркнуть, что даже ученики младших классов предлагают идеи, которые не остаются без внимания. Важно, чтобы инициативу ребёнка поддержали все педагоги и, конечно, директор. Это первый и самый главный фактор успеха.

Создать творческую атмосферу и найти зерно роста

Второй фактор – создание в школе творческой атмосферы за счет организации ярких событий, конференций и фестивалей науки. У нас такие мероприятия проводятся отдельно для учеников каждой ступени – начальной, основной, старшей. Причем если для первых двух ступеней это инициатива самих ребят, то для 10–11-х классов проекты становятся уже обязательной частью учебного плана. Каждый проект надо презентовать публично, и не только в форме устного доклада, но и в форме рассказа возле выставочного стенда, на котором представлена работа. К ученику, который дежурит у стенда, подходят, с ним общаются, задают вопросы, а он рассказывает, объясняет, причём несколько раз и постепенно всё лучше и лучше. Этот опыт чрезвычайно важен, и даже дошкольники делают первые какие-то совершенно маленькие и очень милые проекты, которые им интересны, в которых они хотят себя проявить. Часто в них принимают активное участие родители, бабушки. Но нам важно не отделить семью от жизни ребёнка, а стараться сделать так, чтобы в этом семейном проекте была значительная доля участия самого ребёнка, чтобы ему помогали, а не делали за него.

В старших классах проекты часто выполняются с участием педагогов не только нашей школы, но и ведущих университетов России, и это уже уровень курсовой или дипломной работы.

Здесь важно выделить не победителей и призеров, а отметить каждого участника, наградив за успех в той или иной номинации, найти изюминку, зерно роста или в содержании работы, или в ее оформлении.

Это сложная педагогическая задача, но она дает эффект значительно больше, чем скучное начисление баллов за каждую работу и разделение участников на победителей и проигравших. Такая система только отвращает от научной исследовательской деятельности. Часто мы, взрослые, заигрываемся в рейтинги и оценки, в то время как гораздо важнее выделить зону ближайшего развития ребёнка, отмечая его достижения и показывая те моменты, над которыми ему еще следует поработать. Кроме того, следует дать право детям оценивать работу друг друга. Мы им раздаём стикеры, которые они наклеивают на стенды с понравившимися им проектами – получается своеобразный аналог лайков. На стикерах можно написать свои комментарии – пожелания и замечания. Так живое общение приближается к формату привычных для подростков соцсетей.

Что такое инициативное бюджетирование?

И, наконец, третья форма, которой мы очень дорожим – это подлинное самоуправление в формате инициативного бюджетирования, когда детские идеи и проекты получают реальную финансовую поддержку.

Мы говорим ученикам, что 10% школьного бюджета – это ваши деньги. Как вы решите, так мы и будем их тратить. У нас есть такая форма совместного обсуждения, которая называется «Пицца с директором». Важно сказать, что саму идею мы позаимствовали в Европейской гимназии и Новой школе в Москве. Кстати, подобный обмен опытом очень полезен. На «Пиццу с директором» приходят лидеры школьного самоуправления, в нашей школе это президентский совет – орган, избираемый самими учениками. В него входят представители всех классов и те, кто считает для себя важным и нужным участвовать в жизни школы, предлагать свои идеи по развитию образовательной среды, проведению каких-то событий.

Сначала дети, конечно, нам не поверили. Должно было пройти почти три года, когда старшеклассники убедились, что их готовы слушать, и действительно их замыслы и предложения будут обеспечены ресурсами.

Как это происходит? Раз в месяц мы встречаемся с учениками. Мы выслушиваем их проблемы и чаяния, а потом они обсуждаются в формате непринужденных неофициальных встреч – будь то «Пицца с директором» или, например, «Идейная просушка», где на бельевой верёвке на прищепках висят листы с описанием самых разных идей. Многие из них еще сыроватые, их нужно ещё немножко «высушить», то есть «довести до ума» – собрать информацию, рассчитать затраты, подумать, как их лучше воплотить в жизнь. И это только первоначальный этап. Дальше в процесс обсуждения вовлекается все школьное сообщество, включая родителей и педагогов. Для этого мы размещаем идеи на нашей страничке во «ВКонтакте», в которой есть три раздела: «Планы», «В работе» и «Сделано». В первой колонке публикуются те идеи, которые вызвали наибольший интерес у наших родителей, учеников и сотрудников, во второй – те, к осуществлению которых приступим прямо сейчас, а после их выполнения перемещаем в раздел «Сделано». Мы видим, как растет число реализованных задач, и это нас очень мотивирует к выполнению следующих намеченных планов. Так запускается постоянный, ежемесячный аудит идей, которые есть, которые нужны и которые мы воплощаем в жизнь. Поэтому важно не только вдохновить детей на предложение идей, планов, проектов, но и поделиться с ними полномочиями и частью ресурсов. Результаты не заставят себя долго ждать.

Так у нас появилась велопарковка около школы; Музей науки, созданный по инициативе и руками самих учеников; буккроссинг (обмен книгами); школьное кафе по эскизам учеников; был организован раздельный сбор мусора, питьевые фонтанчики.

А сейчас мы строим маяк по образцу реального. Он будет стоять перед входом на школьную территорию, освещать ее и символизировать свет знаний.

Идеи детей могут быть связаны не только с улучшением школьной инфраструктуры, но и с предложением каких-то интересных событий – будь то конкурс английской песни или «Ночь в библиотеке». Это наполняет жизнь детей смыслом, делает их пребывание в школе более ярким, необычным, интересным, комфортным. Главный тезис, которым мы руководствуемся в нашей школе: «Нужно школу строить не для детей, а вместе с ними». В следующей статье я расскажу о разных уровнях участия школьников в изменении школьной среды и школьной жизни.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube