Всё чаще в новостных сводках мелькает тема мошенничества и детей. Злоумышленники активно работают с подростками, используя их доверчивость и доступ к информации в семье. Они выманивают пароли, манипулируют страхом, убеждают детей брать кредиты и даже совершать преступления. В теории уберечься от беды просто. А на практике? Рассуждает Анастасия Кирилловна Белолуцкая, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.
Мелкие воришки?
Мы привыкли называть их «телефонные мошенники». Всем понятно, о чем речь, но звучит как будто не очень серьезно. Сразу возникает ассоциация с какими-то воришками, карманниками… Какой-то, в общем, мелкой шушерой, о которой и говорить-то уже как-то неприлично. И так всё сто раз объяснили. Ну, надо же быть полным идиотом, чтобы «развестись», правда?
Нет, неправда. Более того, такое уничижительное отношение существенно облегчает самим мошенникам задачу: дотянуться до каждого.
Всем известно обидное слово «лох». Вот, Вы, например, себя лохом считаете? Держу пари, что нет. А членов своей семьи? Папу, потомственного инженера, у которого физмат окончен с красным дипломом, считаете лохом? А дочку – умницу-студентку с повышенной стипендией? Ну точно же не считаете. Так создается иллюзия ложной безопасности.
Как только человеку исполнилось 18 (а это может быть еще школьник), знания жизни у него ещё не очень прибавилось, а вот право оформлять кредиты появилось. В любом отделении Сбера знают десятки случаев, когда 18-летние ребята сами с трудом понимают, как и зачем понабрали кредитов под чью-то телефонную диктовку.
«Меня не разведут, потому что я не лох» – установка, которая подставила многих. Чаще всего эти истории попадают в сеть только в обобщенной статистике и в обезличенном виде: «Девушка отдала неизвестным миллион рублей, накопленных родителями». И сразу хвост комментариев: «Ну, КАК так можно-то?!». Наверное, она какая-то… Ну, что-то не так с ней точно. А кто-то и вообще проскрежещет: «Лохов лечить надо». Новость откомментирует тысяча человек, которых еще «не развели», а три тысячи, которых «развели», прочитают, но не напишут никогда. Похоже на историю с жертвами сексуального насилия, которые тоже молчат о своем опыте. Жертве стыдно и мерзко. Человек противен сам себе. Не только сам попал, но и всю семью подставил. Лох.
Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в интервью РИА Новости сообщил: ущерб, нанесенный мошенниками россиянам, в 2024 году составил 250–300 миллиардов рублей. Для сравнения: бюджет нацпроекта «Образование» за тот же период: 237 миллиардов рублей. Годовые бюджеты Волгоградской или Самарской областей тоже сопоставимы с этой цифрой.
Мне кажется, куда справедливее (в том числе по отношению к жертвам) было бы сказать: перед нами самая что ни на есть организованная преступность, вполне сравнимая по масштабам с наркокартелями. Это международная сеть криминальных колл-центров с тысячами «сотрудников на зарплате», где есть начальники и подчиненные, пакеты инструкций, соревнование между командами, премиальные, бонусы по итогу года, корпоративные тренинги, а жертву называют «клиентом». Те, кто предоставляет свои счета для перевода денег и встречает у банкомата – «низшее звено пищевой цепочки», их самих меняют как перчатки. За ними – акулы. И, вот, получается, что каждая российская семья находится от этих организованных криминальных структур на расстоянии одного телефонного звонка.
Зачем им нужны дети?
Не будем недооценивать противника. Тем более, что, судя по статистике, мошенникам дана команда взяться за детей. С января ОВД захлёбываются заявлениями от родителей детей самого разного возраста: от дошкольного (!) до первокурсников. Все школы Москвы разослали оповещения по семьям: звонят детям и говорят, что, дескать «очередной сбой в МЭШ» и сейчас слетят данные олимпиад, которые надо спасать. А дальше – «пройдемте в ваши «Госуслуги».
Родители доверяют своим детям. У детей есть доступ туда, куда никогда не подпустят чужого. И именно дети фактически становятся глазами и руками преступников в собственном доме. Вы можете пить чай на кухне и НИЧЕГО не подозревать, а скриншоты из вашего банковского приложения уже отосланы дяде в Telegram.
Здесь сейчас будет шквал возмущения: откуда ребёнок знает пароль?! А вы сами только что дали ему разблокированный телефон – посмотреть фотографии или видосики. А в приложении пароль – это день рождения этого самого ребенка, и он об этом когда-то услышал. Реальный случай.
Недавно россиян предупредили о новой напасти: преступники скупают детские аккаунты в соцсетях, через которые они могут безнаказанно вовлекать других детей в преступления, выманивать деньги и совершать много других действий, за которые перед законом ответят не они, а тот, на кого зарегистрирован аккаунт.
Ребёнок – это крючок, за который можно вытащить всю семью. Вот два примера.
Восьмиклассник пытался поджечь управу района Внуково (бутылка с зажигательной смесью в окно), а перед этим передал миллион рублей неизвестным. Деньги он взял буквально на полке в квартире. На этом злоумышленники не успокоились: они позвонили родителям и едва не убедили их, что ребёнок похищен и нужен выкуп. Сделка сорвалась в последний момент.
Сын бывшего главы Роскомнадзора РФ, студент двадцати лет, передал преступникам 65 миллионов рублей, а также коллекцию часов. Началось все со звонка «сотового оператора, который предложил продлить договор». Далее – пресловутые 4 цифры из смс. Уверена, что, как только преступники поняли, какую «жирную рыбу» поймали, навалились «каруселить» всем колл-центром. Как вы думаете, семью экс-главы Роскомнадзора можно заподозрить в недостаточной информированности? В непонимании, как работают сотовые операторы? Сюрреализм. Однако же факт налицо.
Многоходовка
Мошенники используют многоходовые схемы со сложной ролевой структурой. Как правило, начинается всё с каких-нибудь четырёх цифр, пришедших в виде кода на телефон. Дети, несмотря, на все предупреждения «сливают» их довольно легко. Они НЕ СМОТРЯТ телевизор и сводки новостей. Если вы лично примерно раз в месяц не напоминаете о том, что четыре цифры просят только мошенники, считайте, что ребенок ничего про это не помнит.
Большинство детей плохо разбираются в том, как работают разные госучерждения. «Мам, позвонили откуда-то по поводу ОМС, сказали, что просрочен и надо поменять там что-то срочно. Ну, я и подумал…».
Итак, слил 4 цифры и забыл. Что дальше? Через час звонит другой товарищ, представляется, каким-нибудь Росфинмониторингом, про который ребёнок знать ничего не знает. Начинается стадия запугивания. «Вы сообщили кому-то пароль от госуслуг? У вас в личном кабинете зафиксирована подозрительная активность. Вы нарушили закон от персональных данных, и теперь вам и вашей семье угрожает ужасная опасность. У вашей семьи могут арестовать все счета».
Здесь работают три фактора:
- Подстроенная заранее реальная провинность: пароль от кабинета слит, ребёнка накрывает чувство вины, за которым следует страх;
- Ребёнок осознаёт, что его «развели» и что он – тот самый лох, над которыми все смеются;
- И, наконец, ужас от того, что семья потеряла сбережения.
Страх потери накопленного в нашей стране вообще ведущий. У нас в этом месте коллективная травма. Кстати, в России больше всего мошеннических схем основаны именно на эксплуатации страха потерять имеющееся, а не преумножить и нажиться. Люди теряют всё именно в попытке спасти деньги.
Детей запугивают всерьёз. Их заставляют подписывать всякие соглашения о неразглашении, сканировать их и присылать на почту.
Дети не знают, какие бумаги имеют силу, а какие нет. В доказательство, что дядя и правда «сотрудник финмониторинга», злоумышленники присылают какие-то липовые электронные подписи. Могут даже прислать сканы поддельных документов. Главное – убедить жертву, что всё по-настоящему.
На следующем этапе появится кто-то третий. Например, сотрудник «Центробанка», которому «сотрудник Росфинмониторинга передал дело». Он скажет: выход есть. Надо передать деньги семьи в безопасное место. Мы маркируем купюры и будем вести разбирательство. Ты подписал заявление о неразглашении, теперь все зависит только от тебя: будь молодцом, надо вести себя как взрослый. Ты же знаешь, где родители хранят сбережения? Мы назначаем тебе встречу.
К этому времени ребёнок от нескольких часов до нескольких дней находится под невероятным давлением. Он берёт из шкафа родительскую «заначку» и несёт. И это – ещё один рубеж.
Снова звонок. Ребёнку говорят: «Все предыдущие были мошенники, а ты – ты совершил кражу». И ведь ребёнок действительно обокрал собственных родителей! Реальное противоправное деяние – уже основание для шантажа. И тут начинается или выманивание очередной порции денег, или, например, «Подожжёшь управу – простим».
Преступники понимают: если дома лежит миллион, то наверняка и на счетах что-то есть. За несколько дней они выведали от ребёнка кучу подробностей про семью, знанием которых вполне можно огорошить ничего не подозревающую мать, сбить её с толку и убедить, что сын в опасности и нужно его выкупать.
И вот сын и мать «спасают друг друга» и закапываются в ситуации все глубже и глубже. А в это время обоим (и особенно ребёнку) необходима помощь и поддержка. Без неё крайне высок шанс, что напуганный, психологически задавленный юный человек пойдёт и подожжёт что-нибудь. Тогда кроме потерянных денег ему будет грозить вполне реальный срок.
Не стоит думать, что государство оставило нас с мошенниками один на один. Например, недавно Правительство объявило о новом пакете мер: будет обязательная маркировка звонков, банкам запретят пользоваться иностранными мессенджерами. Это, как и другие уже принятые меры, поможет уменьшить количество звонков. Но если уж злоумышленники дозвонились и вступили в разговор – тут надежда только на себя, на свою информированность и способность к быстрому критическому анализу ситуации. Такая способность не формируется в людях само по себе, по факту взросления человека. Её нужно специально развивать.
Что делать?
- Представьте себе ситуацию, что ребёнок (кстати, как и любой другой член семьи) попал под влияние преступников и выполняет их указания. Какие данные ему известны? К чему есть доступ? Перепрячьте наличные, смените пароли, примите другие меры безопасности.
- Детям, даже маленьким, нельзя давать в руки телефоны и планшеты, где установлены банковские приложения. Лучше не подключать никакие карты к платежам в детских играх. Деньги отдельно, игры отдельно. Поищите в интернете случае мошенничества с маленькими детьми и игрой Roblox, например.
- Объяснить и повторять примерно раз в месяц, что звонки от незнакомых брать нельзя. Со старшеклассниками и студентами сложнее. Рано или поздно возьмут.
- Помочь наладить информационную безопасность ребёнка.
- Рассказать про многоходовые схемы, где участвует несколько мошенников в разных ролях. Объяснить логику манипуляции: вина–запугивание–ложное спасение.
- Объяснить и повторять примерно раз в месяц, что запрос кодов из смс – это «красный флаг». После этого немедленно надо класть трубку.
- Объяснить: если тебя торопят, заставляют чувствовать вину и пугают наказанием – нужно немедленно прекратить общение и идти к близким. Это, кстати, совет, полезный по жизни, а не только в случаях с телефонными мошенниками.