Персона // Статья

Летняя бабочка вдруг пожелала ожить в декабре…


Летняя бабочка вдруг пожелала ожить в декабре…
Коллаж «Вести образования». Фото: 1060.ru

14 декабря 2006 года не стало Анатолия Аркадьевича Пинского. Это случилось как раз в канун Хануки. Анатолий Аркадьевич тогда планировал собрать товарищей, чтобы быть вместе в светлый праздник. Заказал зал в ресторанчике еврейской кухни… Друзья собрались там уже без него.

А всего за месяц до этого, в другом московском местечке, был бешеный по своему драйву и безудержному веселью концерт группы Дона, руководителем, вдохновителем и солистом которого был Анатолий Аркадьевич.

Для меня эти события – яркая метафора его жизни, того, каким его, очень немного, – посчастливилось знать.

Летняя бабочка вдруг закружилась над лампой полночной:
Каждому хочется ввысь вознестись над фортуной непрочной.
Летняя бабочка вдруг пожелала ожить… в декабре,
Не разглагольствуя, не помышляя о Зле и Добре.

Казалось, к 50 годам в нем никуда не исчез мальчишка – открытый, любознательный, озорной. Тот самый, который, побывав у папы-физика на работе в институтской лаборатории, с увлечением и бесстрашием взял в руки какие-то провода ради эксперимента. Расплата за эту любознательность навсегда осталась с ним, оплавив пальцы, но Вы никогда бы не заметили, что это как-то его ограничило в движениях или смелых экспериментах.

Человек с улыбающимися глазами в очках и крылатой душой. Приветливый и легкий в общении. Простой и в то же время мудрый. Он вдумчиво и уважительно выслушивал собеседников, всегда готов был делиться и обсуждать идеи о том, как сделать школу живее, интереснее, лучше.

Впервые увидела Анатолия Аркадьевича «вживую» на совещании Минобрнауки с регионами, когда сама еще представляла Калининградскую область. Он стал тогда советником министра на общественных началах, принял предложение ведомства участвовать в модернизации образования и всей творческой душой включился в этот процесс. Запомнился его глубокий сосредоточенный взгляд, внимательное отношение к каждому сказанному «регионалами» слову. Одной из тем совещания тогда, кстати, была отмена обязательных уроков труда из-за их устаревших формы и содержания.

Анатолий Аркадьевич приезжал в Калининградскую область; мы неоднократно обсуждали, нужны ли два уровня ЕГЭ по математике и как устроить ученические портфолио, как организовать действенные управляющие советы и как эффективно преобразовать школьное пространство, как справедливо оплачивать труд учителей и как привлекать средства в сферу образования. В Москве он с гордостью показывал реализованные проекты учеников своей школы, превратившие ее рекреации в увлекательный экспериментариум.

Особенно много душевных сил было отдано организации профильного обучения. С одной стороны, Анатолий Аркадьевич выступал за то, чтобы у подростка была возможность и право конструировать свою образовательную траекторию. С другой, говорил он, выбор профиля не должен быть «как моя левая нога захотела».

Он предлагал «предпрофиль» в 9-м классе, поддерживал идеи профессиональных проб и тьюторства, придумал и реализовал простой в применении программный продукт, позволяющий каждому старшекласснику построить индивидуальную образовательную траекторию на основе базисного учебного плана и учебного плана школы.

А предварительно много сил приложил к тому, чтобы все конструктивные механизмы развития школы нашли отражение в нормативных документах – образовательном стандарте, учебном плане, концепции модернизации образования, законодательстве.

К тому моменту Калининградская область, как и некоторые другие регионы, уже имела собственные наработки в профильном обучении, и проект под руководством Анатолия Аркадьевича предусматривал возможность включить успешные региональные практики в общее движение. Вместе с тем Анатолий Аркадьевич смотрел сам и устремлял всех вперед, в частности, от профильных классов к индивидуальным траекториям. Он пытался увязать нормы и жизнь – сделать так, чтобы принимаемые документы «стояли на земле», опирались на опыт и успешную практику, причем не просто позволяли, но и даже заставляли ее развивать. При его деятельном участии были приняты новый образовательный стандарт и базисный учебный план 2004 года – такие, чтобы у регионов и, главное, у школьных сообществ была возможность формировать свои образовательные программы, исходя как из эффективного привлечения и использования собственных ресурсов, так и, в первую очередь, – из осознанных потребностей учеников и их семей.

Убеждая в способности школьника к ответственному выбору Анатолий Аркадьевич приводил пример из своего советского детства (а я так живо представляла парикмахерскую на Площади Победы в Калининграде, возле здания технического института, где трудился его отец, – ту самую в которой это, вероятнее всего, и происходило): в парикмахерской неприветливая мастерица собиралась сделать маленькому ушастому Толе, «как обычно», как любому мальчику, модельную стрижку, с открытыми ушами, но натолкнулась на решительное требование клиента – не открывать уши. «Так не делается», – была неприступна парикмахер. Мальчик в своем требовании дошел до руководителя парикмахерской, и уже с привлечением административного ресурса смог добиться признания того, что «клиент прав».

Может быть, это не бабочка вовсе, а ангел небесный
Кружит по комнате тесной с надеждой чудесной…
Нам, одуревшим от всяких утрат и от всяких торжеств,
Самое время использовать опыт крылатых существ.

Весь свой опыт и творческую энергию привнес Анатолий Аркадьевич в работу над содержательным наполнением Президентской инициативы «Наша новая школа». К этому времени у «образовательного политика года», по версии «Учительской газеты», уже имелось много наработанных материалов, сложились принципиальные подходы к этой важнейшей для него теме – системному обновлению школьного образования. Повезло сотрудничать тогда с Анатолием Аркадьевичем и прикоснуться к основаниям и ценностям, которые стоят за выношенными формулировками.

Многие его идеи легли в основу последней совместной работы – комплексной модернизации региональных систем общего образования, так называемого мероприятия «КПМО» в рамках приоритетного национального проекта, начатого в 2006 году.

Анатолий Аркадьевич был содержательным руководителем серии семинаров, на которых многосторонний пул заинтересованных экспертов (включая профсоюзы, политиков, ведущих исследователей и профессионалов-практиков) определял ключевые направления региональных программ модернизации, критерии и показатели их осуществления. Мы верили тогда, что многое из выстраданного теми, кто болеет за качество российского образования, подкрепленного их успешной практикой, благодаря этому проекту удастся претворить в жизнь во всех российских школах.

Нас, тонконогих, и нас, длинношеих, нелепых,.. очкастых
Терпят еще и возносят еще при свиданьях нечастых.
Не от того ли, что нам удалось заработать горбом
Точные знания о расстоянье меж Злом и Добром?

…Часто мысленно обращаюсь к Анатолию Аркадьевичу, задаюсь вопросом: а как бы действовал он? Как бы он реагировал на то, что происходит сегодня в школе? Мне ужасно не хватает этого диалога, его понимания и бесстрашного действия, опирающегося на глубокий философский взгляд на смысл школы, на веру в ее способность к развитию.

И оттого нам теперь ни к чему вычисления эти.
Будем надеяться снова увидеться в будущем лете:
Будто лишь там наша жизнь так загадочно не убывает…
Впрочем, вот ангел над лампой летает… Чего не бывает?

(Использовано стихотворение Б. Окуджавы)


Youtube

Читайте также в рубрике «Персона»

Новости





























































Поделиться

Youtube