В канун Рождества прилетела печальная весть – ушел из жизни Лазарь Моисеевич Фуксон – руководитель образования Калининградской области в начале двухтысячных. Как самое светлое, счастливое и продуктивное время вспоминаю работу под его руководством. Когда веришь в то, что делаешь, и этим живешь. Когда самый захватывающий спор и самый сокровенный разговор – о работе. Когда коллеги стали тебе самыми близкими друзьями и больше чем родственниками. Такими и остались по сей день.
...Только через несколько лет совместной работы обнаружилось, каким удивительно причудливым образом переплетены наши педагогические корни. Лазарь Моисеевич, оказалось, родом из того же места в Белоруссии, что и мой дедушка. Моя тетя (жена маминого брата) была там у Лазаря Моисеевича учителем физики. Живой и сметливый, он не мог усидеть на уроках, и Анна Исааковна нашла самую верную управу на непоседу – постоянно подкидывала ему «олимпиадные» нерешаемые задачки. В результате и он стал учителем физики.
Уже в Калининграде Лазарь Моисеевич возглавил одну из исторически лучших школ – 23-й лицей, в котором когда-то работала завучем моя бабушка. И, надо сказать, не уронил марку. Напротив!
Начало 90-х – вообще романтическое время для лучших калининградских школ. Молодые, полные светлых идей и желания их реализовать руководители лицеев и гимназий были настоящим профессионально-дружественным сообществом. Смело искали свой путь, обсуждали и отстаивали свою миссию, строили смыслы. Рефлексировали практики. Что такое лицей и гимназия? Увидели свое коллективное отражение в идеях философа Розанова. И в результате активно развивали всю калининградскую систему образования. До лицея Лазарь Моисеевич, если не ошибаюсь, имел опыт управления и в детдоме, и в системе повышения квалификации. Совсем мало, к сожалению, знаю об этом – только по обрывкам, всплывавшим в памяти при обсуждении новых задач, которые он смело продвигал, управляя образованием области.
И свою управленческую команду собирал, опираясь в т.ч. на поддержку калининградского директорского сообщества. Мой руководитель – Людмила Григорьевна Осипова (директор 49-го лицея), спасибо ей за открытое сердце и распахнутую душу! – отозвалась на клич Л.М. Фуксона и поделилась мной с областью. А Лазарь Моисеевич сразу взял региональным координатором федерального широкомасштабного эксперимента. В эксперимент он включил 20 процентов лучших школ области – максимально возможный процент. У меня, с одной стороны, появилась возможность на уровне региона реализовать свою идею научно-методической работы педколлектива как целостного субъекта, а с другой – учиться, восхищаясь уникальным опытом удивительных, самоотверженных, творческих директоров и их коллективов.
Затем шагнул – даже, как про нас говорили, вскочил – в мегапроект «Развитие образования в России», доверив не только руководить региональной стратегической командой, но и набрать ее из числа завучей ширмашевских школ и их муниципальных координаторов. Так в нашу команду пришла и Маргарита Короткевич, и Елена Комарницкая, присоединилась и Лилия Зорькина. Это была большая школа, источник того значительного вклада, который эти близкие мне по духу люди внесли в образование. Только теперь понимаю, насколько верили в нас наши руководители! По-отечески. Всегда оставаясь – не всегда заметно – нашими мудрыми учителями. В родном 23-м лицее проницательно заприметил Светлану Юрьеву, которая, можно сказать, на своих руках и вместе с немногочисленной, но сплоченной командой Л.М. Фуксона вынесла в люди калининградский ЕГЭ. Из dream-team Фуксона и Василий Исаев, кардинально изменивший, а правильнее сказать – создавший систему реальной помощи сиротам в области, и Светлана Трусенева, внедрившая нормативное финансирование и вообще сделавшая осуществимыми все несбыточные идеи вдохновляющего на подвиги руководителя.
Когда Лазарь Моисеевич только пришел на этот пост, ему пришло письмо от одного из муниципальных руководителей: «Уважаемый Лазер Моисеевич!..» Лазер – очень точное ему название. Целеустремленный и стремительный, прямой и смелый, он нес свою созидательную энергию и заряжал ею попутчиков.
Мы жили тогда, как теперь кажется, легко – в памяти и в речи остались шуточки-прибауточки, все время возникавшие в нашей бурной, но полной смыслов действительности. Они поддерживают нас и сейчас, в разных непростых переплетах. Лазарь Моисеевич учит нас стремительно жить, радостно творить, безоглядно любить и верить в свет. Светлая память, дорогой Учитель и друг.