Школьники // Колонка

Хэллоуин как неслучайная смерть


Хэллоуин как неслучайная смерть
Фото: vk.com

Меня покоробило предложение запретить школьникам отмечать Хэллоуин как «чуждую традицию».

Несколько лет назад, когда я жила в очень счастливой ситуации отпуска по уходу за ребенком, у меня хватало времени более осмысленно относиться к окружающему. Мы вращались в кругах таких же дето-мам, жизнь которых размечалась событиями и наполнялась значениями в привязке к календарю. Ходили на восхитительные концерты «Вместе с мамой», делились радостями первых шагов в интернет-сообществе Минибанда...

И вот нас позвали принять участие в детско-мамской самоорганизованной вечеринке по мотивам Хэллоуина. Раньше я никогда не интересовалась этим ежегодным событием. Во времена, когда училась и работала в школе, о таком и не слыхивала. А тут – есть время никуда не спешить и понимать. И я, конечно, полезла в интернет разобраться в смыслах неизвестных традиционных символов, ритуальных действий, события в целом. Это было уже довольно давно, подробностей близко к тексту не воспроизведу. Кому интересно – найти все это в сети легко и быстро. Но помню главное, что вынесла из прочитанного и обсужденного с дочкой: за этой давней традицией – как и за любой давней традицией – есть глубокие человеческие, культурные смыслы. Это способ людей примириться как со своей смертностью, так и со своей неидеальностью.

Это способ принять и пережить неизбежные утраты родных, простить их ошибки. Даже не ошибки, и даже не простить, а – постичь, что человек неидеален, что это атрибут жизни – ищущей, выбирающей. Выбирающей как раз добро и добродетель. Как поется у Е. Гришковца: ведь я – хороший.

Мы мысленно обращаемся к ушедшим близким, успокаиваем их мятущиеся души, говорим им несказанное: что мы их любим, ценим, принимаем целиком, дорожим ими, не держим зла. Что они хорошие и достойны успокоиться. Помогаем обрести покой им – а на самом деле, конечно же, себе. Это такой способ вступить в новый год, подпитать жизненные силы, найти в себе смыслы и смелость жить несмотря на ограниченность и скоротечность жизни и неизбежность конца.

Я не культуролог, я просто мама, и я чувствую, что все эти традиции гораздо более общечеловеческие, чем «национальные идеи». Да, раньше люди не были непосредственным образом глобально связаны, как сейчас, жили отдельными племенами и группами, но всех заботили одни и те же вопросы, вызовы, ценности, смыслы. Никто не хочет быть «плохим», каждый хочет быть «хорошим», и это издревле, из существа и естества человека, не спрятанного под масками условностей и политических лепнин. И это в человеке никуда не делось, не изменилось. «Под дождем оказались разные, в основном честные, хорошие» (А. Башлачев). Эти вопросы волновали человека до современных политических устройств, и это одинаково близко душе любого современного человека.

Да, это модное отмечание сегодня вылилось во внешние действа. Коммерциализовалось, вернее – коммерсанты пользуются волной спроса на бутафорию. Мало кто, возможно, задумывается о смыслах традиций. Но чуть раскопать сегодня совсем нетрудно. Как и использовать повод педагогически (чему учат нас великие педагоги) – тоже. Обсуждать, что за символы, почему возникли, что значат.

Обсуждать с подростками волнующие их смысложизненные вопросы, помогать им строить и собственную позицию, и уважение ко всем людям на Земле, ко всем культурным артефактам, разнообразию культур как к общечеловеческой ценности. И ко всему живому.

Сегодня, когда человечество на острие глобальных вызовов, когда наше единение – это без пафоса и лозунгов насущнейший вопрос и фактор выживания, попытка размежевать людей в культурном смысле, попытка делить культуру на «правильную» и «чуждую» вместо воспитания уважения, признания ценности каждого культурного проявления, каждой традиции, ощущения наднациональности культурного разнообразия выглядит плевком против ветра и против человечности, против жизни.

Не говоря уже о том, что попытки делить мир на своих и чужих мы уже проходили. Хоть бы это чему-то научило. Такими же недалекими и антиразвивающими, антиперспективными, «противоветреными» мне кажутся сегодняшние попытки вымарать ориентиры на общечеловеческие ценности из образовательных стандартов.



Новости





























































Поделиться