Семейное образование // Статья

Испытание свободой


Испытание свободой
Фото: invite.viber.com

Семейное образование становится все более популярным. Этой теме мы посвятили целый цикл статей. Наибольшее распространение эта форма обучения получила в США, но и в России ее востребованность постоянно растет. О том, кто стоял у истоков этого уникального явления и чьи идеи легли в его основу, мы рассказываем в этой статье.

Кто же те люди, которые выбирают семейное образование?

Социологи МГУ провели исследование и составили портрет этой категории родителей: подавляющее большинство – лица с высшим образованием (84,2%), их число почти на 10% превосходит аналогичную категорию в подвыборке приверженцев классического образования. Имеют образование среднеспециальное и ниже менее 7,3% опрошенных.

Родители, обучающие своих детей по форме семейного образования, как правило состоят в зарегистрированном браке (81,9%), остальные проживают в гражданском браке или находятся в разводе.

Количество детей в семьях хоумскулеров несколько больше, чем в семьях, отдающих предпочтение классическому образованию: 58,6% имеют двух-трех несовершеннолетних детей, а 10,6% – четырех и более, однодетность встречается среди трети опрошенных (30,5%).

В каких сферах деятельности заняты эти люди и почему среди них весьма значительна доля частных предпринимателей, фрилансеров и домохозяек? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете здесь.

«Успех семейного образования в конечном итоге зависит не только от материального благополучия его участников, а от уровня образования родителей, размышляет в своем интервью «Вестям образования» автор просветительского проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев. -Даже среди небогатых людей много тех, кто имеет высшее образование, и этот фактор часто становится важным при обучении ребёнка дома. Среди родителей есть очень много людей, получивших педагогическое образование, работающих или работавших в системе или не успевших реализоваться в педагогике из-за декретных отпусков. Они теперь реализуют накопленное, обучая детей дома. Наличие педагогического образования либо стремление к самообразованию в разных форматах – это одна из отличительных черт родителей, которые переводят детей на семейное образование».

Но есть семьи, которым противопаказан перевод на эту форму обучения, и Алексей Семенычев объясняет, почему.

Затраты семей хоумскулеров во многом зависят от их запросов и возможностей. Изучить историю Древней Греции можно, отправившись в путешествие по руинам Парфенона, а можно просто посмотреть фильм на эту тему в интернете.

Во сколько обходится семейное образование родителям и государству? И почему на сегодняшний день нет точной статистики о количестве таких детей? Об этом мы рассказываем здесь.

Где и как учатся «семейники»? Кроме родителей, которые занимаются дома, как правило, с детьми младшего школьного возраста, есть репетиторы, кружки и секции, а еще на образовательной карте появилось такое новшество, как нешколы.

«Родители забирали детей из государственных школ с их явными преимуществами: охраной, питанием, большими актовыми залами, множеством профессиональных учителей и… о ужас, приводили их в непонятные помещения, обычно довольно неказистые, категорически не соответствующие никаким СанПиНам, где какие-то люди, часто вовсе без специального образования, занимались чем-то очень похожим на образовательную деятельность», – рассказывает в своей статье руководитель «Ассоциации семейных школ», член Правления «Лиги образования» Светлана Марзеева.

Но «неказистые, категорически не соответствующие никаким СанПиНам» нешколы – это было только начало пути. На сегодняшний день произошли качественные изменения в этой сфере, в нешколы пришли настоящие профессионалы, все больше родителей стали доверять образование своих детей этим организациям, а спрос породил предложение. О существующих разновидностях нешкол и особенностях обучения в них читайте здесь.

Своеобразным парадом нешкол – хороших и разных – стал форум альтернативного образования, прошедший в Москве 12-13 ноября 2022 года. Были среди представленных и школы без оценок, без домашних заданий, с разновозрастными классами, с использованием игровой деятельности, со сплоченным родительским сообществом, с авторскими методиками, психологами и тьюторами. Родители убедились, каким интересным и разнообразным может стать обучение, если вынести его за рамки системы с ее жесткими предписаниями.

Но всем ли детям подходит семейное образование? Здесь мы рассказываем самые разные истории детей, получивших семейное образование. Одна из героинь нашего рассказа в семейном образовании видит два больших преимущества: отсутствие каких-либо рамок и свобода действий. Однако не всем удается разумно воспользоваться этой свободой – им нужен «кнут» в виде школьного расписания и оценок. Далеко не все выдерживают испытание свободой.

У Натальи Чиненной трое детей, и все получили семейное образование.

«Мои дети больше интроверты, им комфортнее находиться вне класса. Лучше никого, чем терпеть каких-то людей, которые им не нравятся. А есть дети очень социальные, которым нужен коллектив. Таким однозначно нужно ходить в обычную школу с обычным графиком занятий», – говорит Наталья.

В то же время она объясняет, в каких случаях перевод на семейное образование просто необходим.

2 июля в Историческом музее Москвы состоялся праздник для выпускников, обучавшихся на семейном образовании. Такое мероприятие проводилось впервые. Его инициатором и организатором стал Центр поддержки семейного образования (ЦПСО).

Главная идея «Выпускного – 2022», по словам организаторов, – создание новой традиции в России для растущего сообщества семейного образования, а также привлечение внимания общественности к роли семьи в обучении и воспитании детей.

Мы поговорили с ребятами и их родителями об их планах на ближайшее будущее и о том, почему они выбрали именно такую форму обучения. Все дети разные – одни самодостаточные, уверенные в себе, общительные, имеющие широкий круг друзей, увлечений, активностей, другие были вынуждены уйти из школы из-за конфликтов с одноклассниками. Переход на семейную форму позволил одним самореализоваться и добиться успехов, другим не принес ожидаемых перемен к лучшему и усилил чувство одиночества.

О том, как правильно выстроить образовательную траекторию ребенка, обучающегося вне школы, на воспитание каких качеств должны направить свои усилия родители, рассказывает в своем интервью «Вестям образования» научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН Софья Ляликова. Недавно она и ее коллеги провели новое исследование с целью выяснить особенности образовательного процесса вне школы, как строится день хоумскулера, с кем он занимается, когда и как.

Результаты получились противоречивые и неожиданные, однако эти противоречия не мешают ему развиваться и позволяют оптимистично оценивать его перспективы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube