Экспертное мнение // Комментарий эксперта

«Гораздо больше, чем праздники по календарю, современным школьникам требуется возможность реализации своих интересов»


«Гораздо больше, чем праздники по календарю, современным школьникам требуется возможность реализации своих интересов»
Фото: Яндекс.Дзен

В последние годы в России проходило много дискуссий о том, должна ли школа не только учить детей, давать им образование, но и воспитывать. Одни учителя и родители считают, что в школе детям нужно дать хорошие знания, а воспитание – это дело семьи, что у учителей и родителей могут быть разные взгляды на воспитание, а ребенок окажется в ситуации неопределенности, не будет понимать, чью сторону принять. Другие полагают, что, поскольку абсолютное большинство школ у нас государственные, то государство имеет полное право через систему школьного образования формировать у детей мировоззрение, а потому школа обязана заниматься воспитанием детей.

Мне сама постановка вопроса (должна ли школа воспитывать?) кажется странной.

Воспитание – это не только формирование мировоззрения, это далеко не только идеология. Ежедневный контакт учителя с ребенком – это и воспитание в широком смысле. Это и образцы этикета, это и доброжелательность или ее отсутствие при взаимодействии учителя с детьми и детей между собой, это и уважение к личности ребенка или его отсутствие. Как известно, лучший и наиболее эффективный способ воспитания – это личный пример, а учителя этот пример демонстрируют детям постоянно.

С начала этого учебного года в школах ряда регионов России появилась новая должность: советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Этих советников готовили в детском лагере «Артек» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

А потом эти советники пришли в школы, дополнив уже существующих заместителей директоров школ по воспитательной работе. Казалось бы, это явное удвоение того же самого функционала. Или все-таки нет?

Не очень понятно, чем одни отличаются от других, этого не мог объяснить в своем интервью Александр Кудряшов, директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр». Он сказал только, что новые советники – «Навигаторы детства» – «становятся наставниками для современных детей, выявляют и поддерживают их способности и таланты, создают условия для успешной социализации каждого ребенка». Судя по этим словам, можно предположить, что от заместителей директоров по воспитательной работе они отличаются более близким контактом с детьми, что это своего рода пионервожатые советской эпохи, что замдиректора – это представитель школьной администрации, а советник – друг и наставник школьников.

Нужны ли детям такие воспитатели? Не исключаю, что нужны, как и школьные психологи, вообще как люди, помогающие создать в школе творческую и дружественную к детям обстановку. Вот на это было бы полезно выделить школам финансирование. Осталось понять, будут ли потрачены немалые государственные средства на их подготовку и работу в школе.

Многое становится ясным, если обратить внимание не на слова о поддержке способностей и талантов, а на то, что это проект «Патриотическое воспитание», и тогда многое становится понятным.

По закону школа должна быть свободной от политической деятельности, в ней, как и в стране в целом, не должно быть единой идеологии. Но именно этим, пусть не в самой явной форме, будут заниматься советники.

Посмотрим на текст распоряжения Минпросвещения России «Об утверждении примерного календарного плана воспитательной работы на 2021/2022 учебный год» – плана, который должны реализовать школы с помощью советников по воспитанию. В этом распоряжении четко и конкретно, по датам, расписаны мероприятия, которые нужно провести в школах. И не просто провести – замминистра, подписавший распоряжение, обязуется контролировать выполнение этих мероприятий. Единая концепция, единые события, единые подходы, единые принципы, единые действия. Что это, если не идеологическая индоктринация школьников, формирование у них единого, государственного мировоззрения, мировоззрения патриотического? А сегодня патриотическое воспитание – это воспитание военно-ориентированное.

Будет ли реализация такой концепции эффективной? Уверена, что нет.

Интересы, желания, предпочтения современных подростков очень разные, они не укладываются в жесткие рамки концепции. Гораздо больше, чем праздники по календарю, им требуется возможность реализации своих интересов. И, что самое главное, они уже не настроены на вертикальную коммуникацию с учителями, да и взрослыми вообще, когда взрослые решают за них, что им надо и полезно.

Они настроены на более равные отношения, когда их воспринимают не как послушный объект воспитания, а как самостоятельный субъект этих отношений, когда они сами предлагают, чем бы хотели заниматься, им нужна в этом только благоприятная обстановка и помощь со стороны взрослых. Люди, которые учились в школе в советское время, с тоской вспоминают обязательные еженедельные политинформации, на которых из них пытались воспитать примерных, послушных, идеологически подкованных советских граждан. Это плохо получалось тогда, еще хуже получится теперь. Хотя понятно, что новая должность по существу бюрократическая, мало что даст для школьного воспитания, многие губернаторы с готовностью вступили в проект. Их можно понять: это дополнительное финансирование региона и свидетельство лояльности инициативам властей.

Удастся ли создающейся жесткой системе воспитания школьников сформировать поколение послушных режиму граждан? Скорее, эффект будет противоположным.

Все социологические опросы последних лет показывают, что чем жестче становится система, тем меньше она отвечает запросам юных россиян. Не случайно из года в год растет среди них число тех, кто хочет покинуть Россию. Опрос Левада-центра (признан Минюстом РФ иноагентом), проведенный в июне 2021 года, показал, что 48% молодых людей в возрасте 18–24 лет хотели бы уехать из страны. Конечно, большинство из них останется на родине, но этот показатель четко фиксирует их неудовлетворенность своей жизнью здесь.


Youtube

Комментарии экспертов







Новости





























































Поделиться

Youtube