Мы и так проводим театральные фестивали, олимпиады, игры – все это было, есть и будет.
Но когда это начинание только задумывалось, предполагалось, что этот новый специалист будет ближе к ребенку, поможет ему решать разные вопросы, но какие именно – не совсем понятно.
Хочу напомнить, что в России существует огромное неравенство в оплате труда педагогов. Скажем, в Москве классный руководитель получает доплату в размере 50 тысяч рублей, и это правильные деньги за ту работу, которую он выполняет. А вот в некоторых российских регионах учитель даже за полторы-две ставки получает 15 тысяч рублей, поэтому многие педагоги не откажутся от такой надбавки.
В примерном плане воспитательной работы, утвержденной Минпросом, преобладают мероприятия патриотической направленности.
Но патриотизм предполагает две стороны медали. Первая – нам есть чем гордиться, вторая – нам есть чего стыдиться, и об этом надо тоже разговаривать, потому что детей не обманешь: они ищут информацию в интернете.
Приведу пример. 23 февраля мы отпраздновали День защитника Отечества, который считается мужским праздником. В школе девочки поздравляют мальчиков, висят плакаты: «Есть такая профессия – Родину защищать», и так далее.
Но нельзя забывать о том, что 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. В ходе операции, проведенной силами под руководством наркома внутренних дел Л.П. Берия, были вынуждены покинуть свои дома почти 500 тысяч человек.
Весь народ был объявлен предателем и пособником фашизма, хотя в этом были повинны лишь некоторые его представители. Предатели были и среди русских, и среди других народов, но это не значит, что надо наказывать всех.
Я объяснил своим ученикам, что предательство – это не национальная проблема, а депортация народов – результат сталинской политики, которая руководствовалась принципом: «Разделяй и властвуй».
Так молчать будем или разговаривать? Конечно, разговаривать, обсуждая самые разные темы. А вот патриотизм с запахом кваса будет порождать только ненависть и недоверие со стороны подростков.