Подростки // Статья

«Общая память – это то, что не могут дать учебники»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о том, какую роль в возникновении интереса и любви к родному городу играют родители, бабушки и дедушки.

«Общая память – это то, что не могут дать учебники»
Иллюстрация Ивана Назарова. l-artgallery.ru

Московские подростки любят свой город. Об этом они рассказали в интервью для проекта «Подростки в городе» лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ. Мы беседовали о любимых местах в столице, о том, чем они занимаются, гуляя по городу, откуда получают информацию о Москве.

Разумеется, большую роль в возникновении у детей интереса к родному городу играют родители. Именно от них в очень большой степени зависит, полюбят ли дети архитектуру, выставки, музеи и театры. Но дело не только в этом.

Подростки очень эмоционально и проникновенно рассказывали о том, как в детстве (да и теперь тоже), гуляя по Москве, слушали рассказы мам, пап, бабушек и дедушек о детстве и местах, где они жили. Старшеклассникам, кому довелось все это услышать и узнать, а их немного, очень повезло. Для них родной город становится не только интересным и любимым местом. Они чувствуют принадлежность, причастность к семейному роду, к его истории, а через нее и к истории города и страны. В разговорах о воспитании патриотизма, чаще всего вспоминают о войнах, героизме, победах и достижениях, но в реальности это чувство гораздо сильнее формируется на прогулках с родителями и другими родственниками во время тихой беседы о тех местах, где они жили или любили гулять, когда сами были школьниками.

Приведу несколько примеров из интервью.

Одиннадцатиклассница рассказывает о своей бабушке, с которой любит погулять по Москве. Говорит, что бабушка когда-то училась в школе на Арбате, знает московский центр как свои пять пальцев, и что всё это очень интересно: «Она рассказывает в основном про места, связанные с ее детством, школьными годами. Как они ходили с друзьями к дому, где жиди ее друзья, кем работали их родители, как выглядели их дома и чем они отличались от ее привычной квартиры. А иногда бабушка вспоминает просто истории из своего детства, потому что какие-то места в Москве ее наталкивают на эти воспоминания. Интересно то, что места, о которых она говорит, почти не меняются».

И вот семнадцатилетняя внучка гуляет с друзьями по этим районам и с гордостью им говорит, что в этом доме жила моя бабушка, там родился папа, а вот здесь была ее школа, а на фабрику «Красный Октябрь» их водили на экскурсию, а теперь здесь я, мы с вами.

Или вот ещё один рассказ. Одна девушка пошла с мамой и папой на Донское кладбище, положить цветочки к могиле. И узнала, что это не просто место захоронений, это место историческое. Она родилась в постсоветское время, из уроков истории мало что поняла о советской жизни, но здесь прикоснулась к живой истории. Потому что родители начали рассказывать про крематорий Донского монастыря. «Я узнала, что там записывали на видео, как сжигают тела, потом каким-то сложным образом убеждали людей пользоваться крематорием. Я очень удивилась. Мы ведь просто туда ходили, клали цветочки и шли дальше, я и не думала, что крематорий – это какой-то отдельный большой кусок истории. Я об этом просто не задумывалась, а теперь стала изучать этот его».

А еще один школьник рассказывал мне про Донской монастырь возле Шаболовской. «Родители там когда-то жили в коммунальной квартире. Я примерно представлял, как живут люди в коммуналках, более того, я в них бывал, но я не знал о том, что проектов коммунального жилья было так много, что такое большое количество квалифицированных архитекторов нанимали, чтобы они рисовали планы городов и домов, в которых люди будут жить очень близко друг к другу, и у них будет как бы общий быт. Я об этом узнал только во время этой прогулки».

Пусть эта информация не систематическая, не обо всем, что происходило и происходит в городе, но она окрашена чувствами близких подросткам людей, поэтому хорошо запоминается, остается в памяти надолго.

А еще такое общение, такие разговоры очень сближают людей разных поколений. Известно, что подростки обычно больше общаются с друзьями, чем с родителями, общество сверстников становится для них более важным и привлекательным. Часто это расстраивает взрослых, им хочется большей близости с выросшими детьми.

Как показывает опыт общения с подростками, рассказы родителей очень для них важны. Общая память – это то, что не могут дать учебники, она возникает, передается от поколения старшего к поколению младшему во время таких прогулок, таких разговоров – не запланированных заранее, спонтанных, но эмоционально окрашенных и искренних. Эти разговоры не забываются! Подростки рассказывают об этом с большим чувством, а город становится для них роднее, ближе и интереснее.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube