Советник по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями – это новая профессия, которая совсем недавно была внесена в перечень педагогических должностей, но ее функционал до сих пор не очень четко определен.
Насколько целесообразно введение новых ставок в школах? В чем заключаются обязанности этих специалистов? Каким должно быть воспитание, в том числе патриотическое, в наше сложное время? В каких формах оно должно проводиться, чтобы вместо любви к родине не получить обратный эффект? Эти и другие вопросы мы задали нашим экспертам. Приглашаем к дискуссии всех, кому интересна эта тема.
– Все, что связано с воспитательной работой, в рамках государственной политики чаще всего трактуется как набор мероприятий. Но это неправильно, потому что на самом деле воспитательная работа связана с гораздо более тонкими материями, такими как школьная атмосфера, нормы выстраивания взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, режиссура всех событий школьной жизни, в которой уважение к чувству собственного достоинства маленького человека является самым главным. И ещё много всякого разного, не забывая, что школа одно из самых конфликтных мест на Земле.
Но в чем, на мой взгляд, может быть положительный эффект проекта «Навигаторы детства»?
В условиях нормативно-подушевого финансирования выделяются средства в соответствии с количеством учащихся, по этой причине во многих школах ставки педагогов-организаторов сократили. Как, впрочем, и психологов, которые являются самыми важными специалистами, создающими благоприятную среду в школе для решения любых задач, в том числе и воспитательных. Хотя ни один Бокерия не сможет, препарируя, отделить воспитание от образования.
Нагрузки учителей в связи с низкими зарплатами и дефицитом кадров возрастают невероятно, от должности классного руководителя многие отказываются, несмотря на доплаты.
Так что появление дополнительных средств на специалиста, способного сосредоточиться на внеурочной работе с учениками, разумеется, благо.
В качестве примера: в частных школах, располагающих соответствующими средствами, появляется институт тьюторов. Поэтому с чисто финансовой точки зрения появление советников по воспитательной работе может оказаться очень ценным для многих школ. Хотя умение разговаривать с детьми возникает только при повседневном общении с ними, то есть, по моему мнению, ведение обычных уроков для такого рода специалистов также важно.
Советники в современной оптимизированной школе по сути должны выполнять функцию педагогов-организаторов, психологов, социальных педагогов, а также педагогов дополнительного образования, название которого, «дополнительное», всегда дискредитирует его смысл. Поскольку слово «дополнительное» в русском языке означает необязательное. А именно это образование позволяет развивать способности, данные от природы каждому человеку: видеть, что мир многоцветный, слышать, что он многозвучный! А еще научиться пользоваться своим собственным телом и таким образом развивать эмоциональные способности ребёнка как важнейшие для самоидентификации и коммуникации с окружающим миром. Это и про искусство, спорт, экологию и про многое другое. Но это также и про стыд и, конечно же, про патриотизм, который есть чувство! И небезусловное, связанное с местом рождения. Это чувство, проявляющееся, например, как гордость за своих предков, историю своей страны, ее уникальность и красоту! Но также и как ответ за заботу и внимание со стороны своего государства. А для каждого ребёнка осмысленное столкновение с ним происходит конечно же в школе. И длится одиннадцать самых важных, на мой взгляд, лет в жизни. Иными словами, Родиной для ребенка в период его обучения становится школа.
И поэтому патриотическое воспитание – это не умение петь громкие песни и маршировать при этом. Это кропотливый, многодельный, вариативный и, стало быть, очень творческий процесс, всегда связанный с конкретными детьми, их родителями, местом их проживания, социумом и так далее.
Вот какие требования должны быть предъявлены к специалисту-советнику по воспитательной работе. Он, на мой взгляд, должен быть режиссером всего школьного процесса.
Но школа – это как семья, и, когда в нее приходит человек со стороны, ему наверняка будет сложно адаптироваться в коллективе со своими устоями. В этом месте заложена, очевидно, конфликтная ситуация, которых и так предостаточно в школе.
И задачи воспитания, которые перед педагогами сегодня стоят, становятся все сложнее. У нас сейчас происходят два взаимоисключающих процесса: с одной стороны, мы ищем скрепы, а с другой – вбиваем клинья. В этом процессе очень трудно существовать, и противостояние нарастает.