Качество образования // Тема дня

Андрей Теров: «Тьютор помогает осмыслить цель образования, спроектировать будущее и способы его построения»


Андрей Теров: «Тьютор помогает осмыслить цель образования,  спроектировать будущее и способы его построения»
Фото с личной страницы facebook.com

5 апреля стартовал второй Московский городской конкурс профессионального мастерства «Тьютор года – 2021», который проводит Департамент образования и науки г. Москвы, Московский городской педагогический университет при поддержке Межрегиональной тьюторской ассоциации. В настоящее время в Российской Федерации тьютор становится одной из ведущих профессий образовательной сферы. Какие требования предъявляются к этим специалистам? Насколько они востребованы и популярны? К каким испытаниям следует готовиться конкурсантам и какие призы ждут победителей? Об этом и многом другим рассказал в интервью «Вестям образования» координатор конкурса «Тьютор года» Андрей Теров.

Самоорганизация и культура выбора

– Как возникла идея конкурса и в чем вы видите его задачи?

– По инициативе Межрегиональной тьюторской ассоциации у нас уже несколько лет проводится всероссийский конкурс «Тьютор года». Московский конкурс впервые стартовал в прошлом году. Несмотря на пока еще короткую историю, конкурс у нас очень интересный и содержательный.

Идея возникла в связи с тем, что на вызовы, которые ставят перед системой образования современные цивилизация и общество, невозможно найти достойные ответы без учета целого спектра педагогических позиций и профессий. Тьютор и педагог с тьюторской компетенцией – это как раз тот человек, который может сам дать достойные ответы на вызовы времени, а также даст возможности и образовательные инструменты, чтобы это сделал и тьюторант (ученик). Самый главный вопрос касается деятельности в ситуации неопределённости и организации работы с будущим, и эта проблема всегда решалась у нас достаточно формально. Ученикам внушали: «Возможно, тебе теория электролитической диссоциации пригодится в твоей будущей профессии» и т.п. В то время как свое будущее нужно проектировать уже сегодня, в том числе с использованием тех способов, которые могут быть успешно освоены, а то и самостоятельно сконструированы в процессе учебы. Да, на диагностическом этапе, возможно, я воспользуюсь мощью и потенциалом искусственного интеллекта, который выявит мои дефициты и запросы, но это не самая главная задача.

Основополагающим будет то, что я буду сам проектировать свой индивидуальный маршрут, своё будущее, свои жизненные стратегии средствами образования. И тут без тьютора не обойтись.

Проведение конкурса профессионального мастерства «Тьютор года» способствует популяризации профессии тьютора, становлению в педагогическом сообществе инновационных форм профессиональной деятельности и коммуникации.

– Как бы Вы охарактеризовали ключевые задачи тьютора?

– Тьютор – это тот профессионал, который делает возможным переход человека в режим самообразования и саморазвития. Как построить индивидуальный образовательный маршрут? Как двигаться по этому маршруту? Как в условиях онлайн-образования организовать своё учебное пространство, свой учебный день, свой образовательный ритм? Это очень актуально. Не случайно года два назад с лёгкой руки руководителя Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессора МГПУ Татьяны Ковалёвой мы включили в группу современных навыков, помимо Soft Skills и Hard Skills, новые компетенции – Self Skills. Это всё то, что связано с самоорганизацией, с образовательной самостоятельностью, с культурой выбора, с проектированием своего будущего. Вот эта группа современных компетенций востребована в первую очередь.

Испытания для лучших

– Как конкурс поможет выявить лучшего тьютора? У вас предлагаются различные конкурсные испытания на трех этапах. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

– На первом отборочном этапе очень важно выявить систему ценностей, на которую опирается тот или иной профессионал. В чём принципиальное отличие тьюторской позиции от учительской?

Задача учителя – обеспечить освоение предметного содержания. И как бы печально это ни звучало, всё-таки ученик для него вторичен. Первично предметное содержание химии, истории, математики или литературы. Тьютор ориентирован на принятие другого человека, он не стремится навязать ему свои нормы и представления.

В эссе, которое предлагается написать претендентам на отборочном туре, можно отразить эту позицию. Либо человек описывает кейс из своего опыта и по акцентам в анализе этого опыта, собственно, можно уже определить, на какие базовые ценности опирается этот человек. Первое – это удержание субъектной позиции тьюторанта, то есть обучающегося. Второе – умение воспринимать тьюторанта как другого и уважение этой позиции. Третье – это создание такого пространства, которое запускает механизм самодвижения и самоорганизации.

Следующие этапы у нас носят более практикоориентированный характер.

Так, на втором этапе конкурса запланирована не просто беседа с конкурсантом в режиме видео-конференц-связи, а разбор каких-то конкретных ситуаций, которые будут искусственно создавать эксперты, супервизоры. И в результате такой беседы, ситуативных деятельностных проб будет выявляться умение человека реализовывать тьюторскую практику.

А на третьем, финальном этапе конкурсантам предстоит подняться на вершины тьюторского мастерства. Помимо демонстрации практических умений надо будет отрефлексировать результаты собственной тьюторской деятельности. В том числе проанализировать собственные ошибки, недочёты, выделить точки опоры своих профессиональных действий для того, чтобы делать правильные выводы по поводу себя как профессионала.

Участники конкурса на втором и третьем этапах поочередно выступают то в роли тьюторов, то в роли воспитанников, демонстрируя различные кейсы.

Что в чемоданчике у тьютора?

– Что входит в понятие «тьюторский инструментарий»?

– Как профессионал тьютор имеет, образно говоря, свой «чемоданчик с инструментами». В этот чемоданчик входят некие базовые методы и технологии, которые позволяют создать необходимые и достаточные условия, при которых проявляется познавательный интерес. Из стихийного он при поддержке тьютора вырастает до образовательного запроса и образовательного заказа. И на основе образовательного заказа ученик (воспитанник) уже разрабатывает, проектирует индивидуальный образовательный маршрут.

Кроме того, в «тьюторском чемоданчике» есть технологии открытого образования – дебаты, кейс-метод, образовательное путешествие, развитие критического мышления и многое другое.

Особо остановлюсь на технологии интерактивного вопрошания: через систему особых вопросов, которые адресованы прежде всего самому себе, через обязательные пробы и их рефлексию человек осознает и осмысливает свою деятельность в образовании. Неосознанность и неосмысленность – это беда нашего современного образования.

Школьник фактически отчуждён от своего образования, за него уже все определено: ФГОСы, ЕГЭ, ВПР. Я сравнил бы это с рестораном, в который ты и заходить не хочешь, но тебя туда затолкнули, меню тебе не показали, у тебя не спросили, что будешь есть, а начинают пичкать тем, что есть в наличии. Меню как в советской столовой – первое, второе и компот. А если ты вдруг отказываешься есть, приглашают администратора образовательной организации, классного руководителя, которые начинают тебя увещевать и читать наставления.

В то время как школьные предметы приобретают ценность только после того, когда у ребенка формируется мотивация к их изучению, когда он отвечает на вопрос: «А зачем это мне?»

Задача тьютора – подобрать ключ к этому замку.

Подарки в студию!

– Какие бонусы предусмотрены для победителей? Они получат грамоты и призы или для них открываются перспективы карьерного роста?

– Все наши призы и поощрения направлены на то, чтобы обеспечить переход человека на новую ступень своего профессионального развития.

Во-первых, финалисты и победители получают путевки в Летний университет тьюторства, где с помощью супервизоров, профессионалов пройдёт обобщение их тьюторской практики. Они могут её сертифицировать по трём номинациям: тьюторская практика, тьюторская методика и технология, программа подготовки тьюторов. Последний сертификат дает право обеспечить тьюторское сопровождение педагогов в своей образовательной организации.

Во-вторых, лучших из лучших, отобранных по результатам конкурса, мы приглашаем в качестве преподавателей в институт непрерывного образования на базе МПГУ. Они читают лекции, проводят мастер-классы для педагогов, то есть делятся своим опытом.

В-третьих, у нас в прошлом году были очень современные призы от наших спонсоров, надеюсь, что в этом году они тоже будут, на различные направления профессионального развития. Это может быть углублённое освоение офисных программ «Майкрософт» или TIMSS, ZOOM и т.д. – по выбору победителя. Возможно, как и в прошлом году, им могут предложить сертификаты для обучения на курсах личностного роста, развития эмоционального интеллекта, которые можно успешно применять не только в работе, но и в повседневной жизни и т.д.

Требуется тьютор!

– Насколько сейчас популярна и востребована профессия тьютора? Где они находят сферы применения?

– Несомненно, этот вопрос очень важный и актуальный, и, как любой такой содержательный вопрос, многослойный. У нас работает агентство тьюторских услуг, которое проводит мониторинг и регулярную диагностику на различных сайтах, подбирающих педагогический персонал, а также оказывает содействие в трудоустройстве. Их анализ показывает, что в первую очередь подают заявки на тьюторов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с какими-то девиантными отклонениями, с синдромом гиперактивности и т.д. Во вторую очередь у нас появились запросы для работы с одарёнными детьми. Кроме этого, есть косвенные запросы на тьюторов, когда в числе базовых требований к няне, к гувернёру, к домашнему педагогу указывают навык по организации самостоятельной деятельности ребёнка. Дальше растёт число запросов на то, чтобы сопровождали, например, проектную деятельность детей либо организовывали выполнение ребёнком домашнего задания, имея в виду не контроль, а именно развитие навыков самоорганизации, образовательной самостоятельности.

Всё чаще встречаются более экзотические запросы. Например, требуется тьютор, который был бы координатором всей образовательной деятельности ребёнка. Это когда вокруг ребёнка и его индивидуальной образовательной программы выстраивается вся педагогическая инфраструктура, а образование не замыкается в стенах школы, используя ресурсы городской среды.

В то же время растет запрос на тьюторов и для работы в школах с целью организации урочной и внеурочной деятельности. Это наставники и классные руководители с тьюторской компетентностью, умеющие организовать эффективную учебу на удаленке и дома.

– Сколько тьюторов сейчас в России?

– Точной цифры назвать не могу, но в каждой московской школе есть если не тьютор, то педагог с тьюторской компетентностью.

Например, в Новой гуманитарной школе тьюторские функции замечательно выполняют кураторы классов и педагоги-предметники, а также особый уклад школьной жизни, в Университетской школе МГПУ и в Новой школе есть тьюторы и тьюторские службы. В школе № 109 Евгения Ямбурга действует тьюторская служба по сопровождению образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Есть регионы (их около 60), в школах которых идеи тьюторского сопровождения получили широкое распространение, в 32 регионах созданы филиалы Межрегиональной тьюторской организации.

Как мы уже убедились, существуют разные модели тьюторского сопровождения. Необязательно иметь должность тьютора в штате – можно иметь педагогов с тьюторской компетенцией, обеспечивающих индивидуализацию образования.

– Где сегодня можно получить тьюторское образование?

– Основной поставщик профессиональных тьюторов – магистратура.

Такой уровень образования можно получить в МГПУ и МГППУ, а также в Дальневосточном федеральном университете, Томском госуниверситете, Челябинском педагогическом университете. Всего около 15 ведущих вузов предоставляют такую возможность.

Выпускники магистратуры – это тьюторы-исследователи высокой квалификации. Причем получить такое образование могут бакалавры, не имеющие базового педагогического или психологического образования. Например, в нашей магистратуре большинство именно таких студентов, в связи с этим каждый год мы корректируем магистерские программы, усиливая психолого-педагогические модули для людей, не имеющих профильного образования.

Кроме того, каждый педагог может получить дополнительную компетентность тьютора-практика на курсах профессиональной переподготовки или на занятиях мастер-классов.

У нас нет задачи всех педагогов переучить в тьюторов, классные педагоги-предметники нужны не меньше, но все чаще в современной системе образования без тьюторских компетенций в педагогической деятельности просто не обойтись!



Новости





























































Поделиться