В этом году в нескольких регионах пройдет пилотная апробация новой формы аттестации учителей – профессиональный экзамен. Это независимая оценка квалификации, которая проверяет знание предмета и методики, цифровые и другие навыки. Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги-профессионалы. Насколько целесообразно введение профессионального экзамена и станет ли он достойной альтернативой действующей процедуре аттестации? Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области, считает, что разные модели аттестации – это в любом случае благо.
– Если у педагогов будет выбор между профессиональным экзаменом и аттестацией с использованием портфолио или иных процедур, то это хорошо. Кроме того, введение новой модели аттестации проходит поэтапно, в режиме пилотной апробации, а не вводится сразу и повсеместно, и это очень правильный управленческий ход.
Но если говорить о проблеме в целом, то, на мой взгляд, сама идея аттестации учителей мне представляется довольно сомнительной.
Нужно стимулировать не бюрократические механизмы, не формальные курсы ради получения сертификата, а поощрять активность учителя, направленную на реальную профессиональную переподготовку, повышение квалификации, своей предметной и психологической компетентности. Надо создать такие условия, когда прохождение педагогом стажировки будет засчитываться в качестве аттестации.
Таким образом, профессиональный экзамен не исчерпывает все варианты аттестации, и двигаться следует в сторону оценки реальной деятельности учителя, сводя к нулю риски бюрократизации.
Записала Ольга Дашковская