Вот лишь несколько примеров. В некоторых регионах, чтобы подтвердить свою квалификацию и право работать в школе, учитель должен собрать портфолио с талмудом бумаг страниц на 500. Еще варианты – сделать презентацию, чтобы доказать свой вклад в развитие образования области, свой сайт, написать отчет про свой инновационный опыт, пройти компьютерное тестирование. Все это отнимает время учителя, практически ничего ему не дает.
А самое главное – ни эти отчеты, ни горы собранных справок, как правило, никто не читает. Аттестация для учителя превращается в бессмысленный, выматывающий нервы ритуал.
Выход из ситуации? Им может стать профессиональный экзамен – независимая оценка квалификации, которая уже вводится в регионах России. Он проверяет знание предмета и методики, «цифровые» и другие навыки. Задания – типовые для всей страны (примеры заданий «Российская газета» публикует эксклюзивно и впервые). Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги – профессионалы.
– Для системы образования это совершенно новый инструмент: дополнительная возможность профессионального роста. Профэкзамен учитель сегодня может сдать по желанию. Сдал? Попадаешь в реестр квалифицированных специалистов, который ведет Минтруд. Попал? Легче найти хорошую работу, – рассказала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Но главный бонус – учитель получает честную оценку своего мастерства: чего ему не хватает и как повышать квалификацию. Понимать это очень важно.
Среди пилотных регионов, которые уже получили право проводить такой профэкзамен для учителей – Свердловская, Тюменская, Самарская и Вологодская области.
В рамках нацпроекта «Образование» в этих и других регионах создаются Центры оценки профмастерства и квалификации педагогов. Пилотные регионы могут засчитать профессиональный экзамен за прохождение аттестации и избавить учителей от сбора кучи ненужных бумаг.
– Практически в каждом регионе свой механизм аттестации, – говорит Любовь Духанина. – Где-то учитываются оценки учеников, средний балл. Где-то упор сделан на количество грамот, справок и сертификатов. Единого подхода нет.
А независимая оценка квалификации, в отличие от сегодняшней аттестации, строится на едином основании – профстандарте педагога и квалификационных требованиях. Экзамен проводят непредвзятые эксперты.
Опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей показал, что пройти такой профэкзамен готовы многие педагоги: 24% сделали бы это для себя, 7% – чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Еще 40% – если бы независимую оценку квалификации засчитали как прохождение аттестации.
– Регионы вправе принять такое решение, – подтвердила Любовь Духанина. – Независимая оценка квалификации – это еще и инструмент защиты учителя. Простой пример: когда возникает конфликт с родителями или учениками, как действует администрация? Как правило, особо не разбирается, и педагог уходит из школы. У него просто нет объективного механизма подтвердить свою квалификацию и защитить себя. Именно свидетельство о профмастерстве может стать весомым доводом в этом споре. Может оказаться полезным, если педагог захочет опротестовать увольнение по статье «несоответствие занимаемой должности».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.