Экспертное мнение // Колонка

Телефон у ребёнка – зло или благо?

Там, где учитель организует интересный образовательный процесс, где ребёнок вовлечён в продуктивную деятельность, коммуникацию с другими, там нет проблем с телефонами.

Телефон у ребёнка – зло или благо?
Иллюстрация: br.freelancer.com

Роспотребнадзор запретил с начала 2021 года использование телефонов в образовательной деятельности. Основание – маленький экран, у детей портится зрение.

Но и от чтения бумажных книг портится зрение. Это подтверждено большим количеством людей с ослабленным зрением, которые учились в конце XX века. Вообще процесс обучения, как он сейчас устроен (продолжительное нахождение в сидячем положении, сидеть затылок в затылок друг к другу, огромные учебные нагрузки и пр.) сильно плохо влияет на здоровье учащихся. Это подтверждено статистическими данными.

Многие учителя сейчас рассказывают, что детки сидят уткнувшись в телефоны на переменах, и на уроках их не оторвать.

Разговоры с родителями приводят к тому, что они просят, чтобы учителя забирали у детей телефоны или при входе в класс на весь учебный день, или на время урока.

То есть родители просят учителя стать некоторым цербером для детей, при этом сами покупают своим детям все более крутые гаджеты, подключают им интернет. Что происходит с родителями? Ведь если нужно, чтобы ребёнок был на связи, но ты не хочешь, чтобы ребёнка затягивало в телефон – купи самый простой кнопочный аппарат.

Не могут так сделать родители!

Родители понимают, что помимо образовательных задач есть ещё и социальные. И они решают задачу: «чтоб у моего было не хуже чем у других», чтобы ребёнку было социально комфортно, чтобы он не чувствовал себя ущербным среди других.

Сегодня телефон стал показателем материального достатка семьи.

Так что же делать? Запретить и вынудить использовать во благо?

Запреты – это как красная тряпка для ребёнка, особенно для подростка. Если запрещать, то для ребёнка (да и для взрослых...) запрещённое становится страстно желаемым. И ни к чему кроме обмана это не приводит. Ребёнок будет пользоваться телефоном, играть в игры, только исподтишка. Или начнёт завидовать обладателям современных телефонов. Это худшие из возможных ситуаций.

На мой взгляд, надо понять, что телефон сейчас – это не только средство коммуникации, но и фото-видеокамера, и полезные приложения, и образовательные программы. Для многих современных взрослых телефон стал основным рабочим инструментом.

Полезные возможности телефона важно использовать в образовательных целях. Понятно, что это не только про чтение с экрана. Для этого нужны другие образовательные задачи. И кстати, там, где учитель организует интересный образовательный процесс, где ребёнок вовлечён в продуктивную деятельность, коммуникацию с другими, там нет проблем с телефонами.

На мой взгляд, важно научить ребёнка использовать разные инструменты для решения своих задач и научить подбирать адекватный и удобный инструмент для этого.

Это значит, что в арсенале ребёнка должны быть эти разные инструменты (и современный телефон, и планшет, и ноутбук, и мощный стационарный компьютер, и другая цифровая техника), должны быть разные по сложности и технической реализации задачи и должна быть интересная, насыщенная событиями жизнь. Нужно учить грамотно использовать ресурсы, а не запрещать.



Новости





























































Поделиться