У каждого родителя есть собственный опыт проживания школьной жизни. Есть паттерны поведения, которые закреплялись годами школьной жизни. Например, что надо получать хорошие отметки, надо самостоятельно делать уроки, школа – это плохое место, учителя создают проблемы – у кого что.
У каждого есть свои психологические раны, полученные в школе от учителей, от сверстников, от системы.
И вот когда наш ребёнок идёт в школу, в нас снова активизируются все непрожитые раны.
Мы все знаем, как должна быть устроена школа. Это тот слегка улучшенный образ, который мы пережили лично. Улучшенный – это с мысленными исправлениями того, что нам не понравилось. Например, была сильно строгая учительница – подправили, в желания к школе положили, что учительницу надо добрую, но требовательную. То есть мы поправляем, но не сильно.
И вот те, кто сильно травмированы школой, боятся отпускать в неё своих детей, а также те, кто уже сам имеет другой опыт, например, в его опыте есть онлайн-работа, онлайн-учеба, все хорошо с самоорганизацией. Для этих людей онлайн-форматы, пришедшие в образование, стали спасением.
Те же, кто более-менее благополучно прожил свою школьную жизнь, сейчас занят традиционными видами профессиональной деятельности и работает в офлайн, и сам вынужденный онлайн либо прожил очень трудно, либо у него вообще не было – эти родители сильно против онлайн-форм обучения. Ну не отдаёт родитель ребёнка в то, чего сам не познал, не имеет в чувственном опыте, в опыте, который мало представлен в культуре, да ещё и где результат не гарантирован и сильно зависит от самоорганизации и контроля родителя. Родители просто заботятся и оберегают своих детей. И часто все новое, любые изменения воспринимаются людьми как опасность.
И ещё момент, связанный с ответственностью.
Для многих людей это трудно – нести ответственность самому. Кстати, я считаю, что это один из результатов традиционной системы образования. Многие хотят, чтобы кто-то другой нес ответственность – работодатель, правительство, государство, учитель, школа.
В онлайн-обучении нужно либо ответственность полностью передать ребёнку и принять любой результат, либо родителю начать самому отвечать за результат ребёнка – помогать ему, направлять, разобраться в требованиях, в том, каким должен быть этот результат (что непросто, если ребёнок не в старшей школе, где результат сейчас предъявлен через ОГЭ и ЕГЭ).
И тут родители начинают смешивать отметку как результат и знания, умения и навыки ребёнка.
Родители начинают вкладываться, включаться в занятия с ребёнком и воспринимать отметку учителя как отметку себе, и снова все их детские истории всплывают.
Напряжение растёт. И это уже история не про ребёнка... Ну и, конечно, такая включённость родителя в процесс обучения ребёнка ломает устоявшийся образ жизни семьи, где все свободное время родителей уже организовано, а необходимо всё перестроить. И это снова вызывает сопротивление. Все люди живут в отлаженных схемах и не любят выходить из зоны комфорта.
А ребёнок где? А как для него лучше? А лучше так, чтобы он был адекватным миру, в котором живет уже и в котором ему предстоит жить. Чтобы ребёнку было комфортно.
А какие основные характеристики современного мира? Понятно же, что цифровизация никуда не уйдёт. И мы, кстати, все пользуемся ее благами – онлайн-платежи, доступ к информации, онлайн-курсы, возможность удаленной работы, презентация себя миру и многое другое.
Что же делать с родительской историей, которая сопротивляется изменениям?
Увидеть её. Даже если при этом нужно обратиться к психологу.
Увидеть своего ребёнка. Понять, что лучше для него, исходя из его реальности. А затем, если соглашаться на онлайн, то ответственно найти хорошие онлайн-программы и не соглашаться на абы что.
Вдруг вы сможете увидеть, что в онлайне доступны программы лучших педагогов, вне зависимости от того, где вы живете? Ведь для многих это спасение. Особенно там, где в школе не хватает педагогов или качество их деятельности не обеспечивает современный образовательный уровень результата для ребёнка.
Ну что, попробуем увидеть?..