Инициатива ФГОС 4.0 // Тема дня

«ФГОС 4.0 должен стать Стандартом развития»

  • 7 мая 2020

«ФГОС 4.0 должен стать Стандартом развития»
Фото: i.ytimg.com

Впервые «Инициативу ФГОС 4.0» начали обсуждать в феврале 2020 года на заседании клуба «Норма и деятельность». 18 апреля 2020 года состоялась сетевая конференция «Эврика-Авангард», которая была посвящена общественно-профессиональному обсуждению и формированию технического задания на проектирование «Инициативы ФГОС 4.0». Следующий шаг – сбор и анализ предложений, проведение круглых столов по тематическим блокам ФГОС 4.0 с обсуждением основных аспектов инициативы.

13 мая состоится Общероссийский экспертный онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».

В преддверии этого события на вопросы «ВО» отвечает генеральный директор Открытого института “Развивающее образование” Алексей Воронцов

– Что стало причиной создания инициативной группы по разработке ФГОС 4.0? Чем не устраивает действующий Стандарт?

– Во-первых, действующий Стандарт был разработан 10 лет назад, и его обновление неизбежно.

Во-вторых, несмотря на позитивную концепцию, провозглашающую вариативность и системно-деятельностный подход, он оказался чисто формальным и не выполнялся на практике.

Напомню, самый первый Стандарт (назовем его ФГОС 1.0) был введен в школе в 2004 году. В нем были подробно описаны цели, содержание и результаты обучения (знания, умения, навыки).

Второй, ныне действующий ФГОС 2.0, который начал вводиться в школы с 2010 года, носит рамочный характер и не задает жестких норм. Его концепция основана на триединстве требований: к структуре основных образовательных программ, к условиям и результатам образования. (Статья 11 ФЗ-273 «Об образовании в РФ».)

Требования к содержанию образования на разных уровнях общего образования во ФГОС отсутствуют – так же, как и само содержание (в отличие от Стандарта 2004 года). Содержание образования (статья 12 ФЗ-273) определяется основной образовательной программой, которая разрабатывается, утверждается и реализуется школой самостоятельно.

То есть каждая школа может разработать свое содержание образования, но в итоге все школьные программы под копирку списаны с примерной ООП.

Примерная ООП (в которой представлены по одной программе каждого предмета, что нарушает Закон «Об образовании» в части вариативности) не может удовлетворить все образовательные запросы и амбиции участников образовательного процесса и к тому же носит рекомендательный характер, т.е. не имеет нормативного статуса, в отличие от Стандарта 2004 года.

Этот фактор в совокупности с тем, что требования к образовательным результатам не прописаны совсем (есть только разделение на предметные, метапредметные и личностные), приводит к тому, что проведение ГИА и ВПР сегодня фактически противозаконны.

Иначе как они могут быть легитимными, если требования к результатам отсутствуют?

Попытка в 2018–2019 годах ввести «приложения» к ФГОС 2.0 в форме подробного описания образовательных результатов по годам обучения стала ответной реакцией Минпроса под руководством Ольги Васильевой на «белые пятна» действующего Стандарта.

Однако министерский проект, который мы можем условно назвать ФГОС 3.0, нас тоже не устраивает, поскольку он отбрасывает школу в далекое прошлое с обязательным минимумом содержания образования, едиными программами и усилением контрольно-надзорных функций.

Поэтому создание инициативной группы по разработке ФГОС 4.0 было просто неизбежным.

– Как бы Вы объяснили родителям, для чего нужен новый Стандарт?

– ФГОС – это прежде всего установка для школы. С родителями можно обсуждать только одно: какой процент свободы на каждом уровне образования нужно дать ребенку в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями (под свободой имеется в виду вариативная часть образовательной программы).

Кстати, вариативная часть во ФГОС 2.0 была заявлена, но не выполнена. Программы на это не заточены, поэтому никаких индивидуальных траекторий в условиях классно-урочной системы быть не может. Школа узурпировала власть над ребенком.

Как следствие, по данным на сентябрь 2019 года более 100 тысяч детей ушли на семейное образование. Для справки – в 2017 году таких детей было 8,5 тысяч. То есть прирост учащихся, фактически отказавшихся от школьного образования, наглядно свидетельствует об изъянах действующих стандартов.

В то время как ООП должны быть лицом школы, они под копирку списаны с Примерной ООП, как я уже отмечал, и занимают до 450 страниц текста. Ни один родитель этот текст не прочитает.

– На каких принципах планируется строить новую версию Стандарта?

Это должен быть прежде всего Стандарт условий. Это значит, что любой ребенок и педагог от Калининграда до Магадана должен иметь равные возможности в получении качественного образования, и для этого необходимо обеспечить условия, гарантирующие достижение поставленных перед образованием задач. Например, если мы ставим задачу, чтобы современные дети стали самостоятельными, инициативными, ответственными гражданами нашей страны, то одно из условий – принципиальное изменение системы оценки в общем образовании: движение от внешнего тотального контроля к внутренней (формирующей) оценке со стороны самого ребенка

Что касается содержания, то следует предельно четко сформулировать требования к нему. Например, оно может строиться не по предметным областям, а через разные виды деятельности ребенка; под каждый вид деятельности (учебная, познавательная, художественно-эстетическая, речевая и т.п.) разрабатываются своя программа и свои результаты.

Таким образом, виды деятельности порождают особые типы программ, в которых формируются свои специфические образовательные результаты, которые по- разному оцениваются (одна пятибалльная шкала уже не подойдет для оценки всего в школе). А так как содержание строится через освоение разных видов деятельности, которые связаны напрямую с разными направлениями развития личности ребенка, то в основу технологии реализации всего содержания образования положена теория деятельности, то есть содержание основано на общем методологическом фундаменте системно-деятельностного подхода.

Главным результатом, например, учебной деятельности должна стать способность ребенка самостоятельно учиться.

Следовательно, те учебные курсы, которые строятся «по закону», «жанру» учебной деятельности, ставят своей целью не просто дать знания, умения и навыки (это становится средством), а добиться того, чтобы человек стал субъектом этой деятельности, а значит самостоятельно и ответственно строил свое дальнейшее образование через всю жизнь.

Сегодня пробы удаленного обучения с применением дистанционных технологий в период карантина показали: учебная самостоятельность у большинства учащихся любых классов отсутствует (а это была и есть одна из задач, заявленная ФГОС 2.0.). Поэтому дистанционное обучение проваливается из-за того, что это умение не сформировано.

В целом ФГОС 4.0 призван стать Стандартом развития, который задает вектор движения, и разные школы с разными условиями будут двигаться в этом направлении своими темпами. А это значит, что отдельные положения ФГОС 4.0 должны вводиться постепенно, поэтапно на протяжении ряда лет, по мере выполнения обозначенных условий. Одномоментного введения, как это было с ФГОС 2.0, не должно быть.

Впрочем, тема разработки новой версии Стандартов еще только начинает обсуждаться, и мы услышим еще много интересных идей и мнений.


Регистрация участников, знакомство с программой событий и основными тезисами на сайте https://eurekanet.ru/fgos_13may

По вопросам участия в семинаре можно писать на edglobal@eurekanet.ru.

Вопросы и предложения по формированию "Инициативы ФГОС 4.0" можно направлять по адресу: fgos4@eurekanet.ru

Беседовала Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться