7 февраля на заседании клуба «Норма и деятельность» будут обсуждаться подходы к ФГОС 4.0.
Почему 4.0? Неудавшаяся попытка Минпроса образца 2016–2020 гг. изменить образовательные стандарты в сторону ухудшения – включения в них строго прописанных тематических планов по предметам, ежегодной аттестации и явно избыточных списков требований к школьному оборудованию – встретила непонимание не только в образовательном сообществе, но и во властных структурах.
В принципе уже неважно, что будет с этим вымученным вариантом коммерциализованного канцелярита, похоже, то же, что и с Федеральным списком учебников; бег по кругу завершился, как только исчезла коммерческая функция этого документа.
Важно то, что этот «ФГОС 3.0» отражал архаические, заскорузлые, наиболее консервативные взгляды не только чиновников, но и определенных бизнес-кругов, продвигающих именно такой документ, потому что он «рифмовался» с их представлениями о возможной выгоде в горизонте бумажного книгоиздательства.
В любом случае идеологические установки чиновников и представления коммерсантов на каком-то этапе совпали, интеллект услужливых экспертов сваял подобие наукообразного набора слов – вариант ФГОС 3.0 – вот он!
Ну и Бог с ним.
А вот каким может быть регулятор отношений граждан и системы образования через шаг?
Вот об этом мы и собираемся поразмыслить на заседании клуба «Норма и деятельность» 7 февраля. Инициаторы обсуждения: Московский городской педуниверситет, Институт проблем образовательной политики «Эврика», Школа антропологии будущего РАНХиГС, Ассоциация «Учитель XXI века», Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская академия образования.
Ведущий заседания – Игорь Реморенко, ректор МГПУ, докладчики: А. Асмолов и А. Адамский.
Исходные положения первого обсуждения: никакого ведомственного заказа на ФГОС 4.0 не существует, это инициатива научно-экспертного педагогического сообщества, задача в том, чтобы сформулировать стандарты как общественный ориентир, отражение гражданских потребностей, включая рынок, но не ограничиваясь им.
Ориентиры результатов и содержания образования предполагается обсуждать исходя из усиливающейся неопределенности, удерживая ориентир индивидуализации образования, перспективы цифровизации и обязательной культурно-исторической преемственности.
Содержательной основой, стратегическими педагогическими ориентирами для ФГОС 4.0 инициаторы заседания считают «Педагогику сотрудничества» (1986 год) и «Манифест гуманистической педагогики» (2015 год).
Ключевым исходным положениям обсуждения, с точки зрения инициаторов, является удержание того, что ФГОС 4.0 должны будут стать стандартами условий образовательной деятельности, а не стандартами проверки, контроля и надзора. При этом набор условий может стать таким, что ФГОС 4.0 может стать центральным регулятором финансово-экономических отношений, включая систему оплаты труда и нормативное финансирование, условия лицензирования аккредитации, в т.ч., например, цифровых ресурсов, системы оценки качества, сетевого образования…
Какой план работы?
Объявить свободным вход желающих экспертов, институтов и организаций, разделяющих исходные положения инициаторов, уточненных на заседании 7 февраля и опубликованных в педагогических СМИ. Поскольку участие в проекте никаких преференций, никакого финансирования, никаких наград и почестей не принесет, кроме риска безудержной критики и недоумения «зачем вам это нужно?», то и включение в состав участников проекта по усмотрению инициаторов не должно вызвать обиды и претензий. Любое другое сообщество вправе создать свою группу и приступить к аналогичной деятельности. Конкуренция приветствуется! Если, например, в Российской академии образования сформируется коллектив с другими участниками – отлично!
Далее: любой участник проекта может организовать обсуждение согласованных материалов на своей площадке. Например, «Эврика» планирует апрельскую конференцию 17–21 апреля посвятить ФГОС 4.0. По принципу сети сетей будет производиться наработка, наполнение «коробочного решения», чтобы предложить школьному сообществу первую версию ФГОС 4.0 к обсуждению на августовских педсоветах 2020 года.
И в сентябре, на Южно-Сахалинском образовательном форуме, подведем итог первого этапа проекта, решим, что делать дальше – публиковать окончательный вариант или дорабатывать.
На каких ресурсах будут публиковать согласованные версии – решим позже.
На встрече главных редакторов педагогических изданий – «Учительской газеты», «МЕЛа», «Правмира» и «Вестей образования» – мы договорились, что объявляем прием предложений и передаем их в Институт проблем образовательной политики «Эврика» для обработки.
Более подробно – на следующей неделе.
Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.