Федеральная программа дошкольного образования подчеркивает, что «в соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной». Нас в данном случае интересует характеристика полифункциональности.
В Стандарте находим разъяснение:
«Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)».
Основываясь на собственном опыте создания полифункциональных сред, добавлю, что полифункциональная среда как совокупность материалов обладает рядом характеристик и она должна быть:
- неструктурированной, в ней отсутствуют конкретные значения, закрепленные за элементами среды, дети могут самостоятельно приписывать им необходимые значения;
- избыточной, материала должно быть достаточно, ребенок создал объект из элементов среды, оглянулся, а их еще на стеллаже достаточно;
- однородной, элементы среды могут быть сгруппированы по форме, цвету или текстуре;
- полимасштабной, среда складывается таким образом, чтобы дети могли создавать объекты как для лего-человечка, абриса (14 см), куклы (до 35 см), так и в полный рост;
- сочетаемой, элементы среды должны легко соединяться при высокой степени вариативности соединений, к примеру, пазогребневое соединение может задавать однозначность соединений и тормозить работу воображения.
Эти характеристики во многом соответствуют любым природным материалам. К примеру, галька на берегу моря. У нее нет конкретных значений, ее можно разложить по текстуре или размеру, галька приплюснутая и гладкая. То же можно сказать про сучки и ветки, ракушки, песок, различные семена... Иными словами, природа подготовила полифункциональный материал для детской игры и создания необходимых детям объектов. Подобные материалы можно найти среди объектов вторичного употребления, к примеру, втулки от туалетной бумаги, катушки, пластиковые крышки от бутылок… Материалы могут быть куплены специально, но лишены в среде своих значений, к примеру, деревянные шпатели, напиленные трубы ПВХ, поролоновые мочалки… Более того, полифункциональный материал может быть произведен специально под цели различных детских игр и пространственного моделирования. К такой среде можно отнести центр конструирования, полые блоки, криволинейные блоки, плашки, произведенной компанией «Бабашки».
Какова образовательная ценность полифункциональной среды?
- Когда мы говорим о культуре движения и освоения человеком необходимых трудовых навыков, то должны учитывать механизм их развития и их связь со словом и образом. Это то, на чем настаивали ученики и последователи академика И.В. Павлова, эта связь отмечается в работах Н.А. Берштейна в теории и практике Мойше Фельденкрайза. Нам важно учитывать этот багаж знаний и опыта, чтобы понимать место сложноорганизованных пространств в дошкольной педагогике, пространств, которые активизируют речь и физическую активность детей, синхронизируя крупную моторику со словом и образом.
- Ориентировка в пространстве связана с двигательной и речевой активностями детей. Появление указательных местоимений «здесь» и «там» – начало освоение пространства с точки зрения фиксации определенных ориентиров. Когда ребенок кладет перед собой деревянный блок большой длины, к примеру, в 56 см, то он уже отделяет себя от внешнего пространства, появляется место «здесь». То же происходит, когда дети выстраивают границы из больших блоков вокруг себя. Понятие «здесь» начинает носить более сложный характер, поскольку может подтягивать еще и личное местоимение, рождая фразу «я здесь» или «мы здесь, а они там». Вопрос к детям, где вы будете строить не праздный. Он связан с определением детей по месту, с предпочтениями и замыслом будущего действия.
- Когда в детском саду говорят о формах, то чаще всего имеют в виду геометрические формы и их стандартный набор, включая четырехугольные пирамиды или конусы.
- Дети хотят, могут и должны строить в разных масштабах. Я неоднократно наблюдал, как младшие дети бывают не удовлетворены размером мебели для своего героя и ищут соразмерный материал, чтобы кукла или медвежонок могли комфортно усесться за столом на стул. Способность уменьшать масштаб постройки напрямую соотносится с опытом детей строить в рост, 1:1.
- Натуральный вес элементов среды позволяет детям на практике ощутить значения ряда важных абстрактных понятий.Использование пластика для изготовления детских конструкторов и игрушек, создание полых объемов, дезориентируют детей в ощущении веса и восприятии его динамики по мере изменения объема объекта.
- Цвет в полифункциональных материалах может и должен нести смысловую нагрузку, позволяя, с одной стороны, осваивать ритм и симметрию, а с другой, сюжетно-смысловые значения.
- Избыточность и однородность полифункционального материала побуждают детей его систематизировать и пересчитывать. Дети могут прикидывать, сколько примерно полубрусков поместиться в двойной блок до полного заполнения, выдвигают предположение и проверяют. Кратность материалов позволяет проводить математические вычисления при уборке-штабелировании, создании лестничных маршей в постройках, при поиске подходящих деталей и т.д. С помощью тканевых метров дети проводят измерения. Сначала они просто подражают взрослым, прикладывая метр к постройкам или деталям, а позже вносят данные в таблицы, сравнивая различные постройки по разным параметрам.
- Детей не нужно обучать строить надежно. Тема фундамента не должна являться для детей определяющей при строительстве. Надежность вырастает из множества проб, опыта свободной игры с полифункциональным материалом, в процессе пространственного моделирования. Дети естественным путем выходят на тему баланса, пробуя ставить детали конструктора друг на друга, смещая центр тяжести, ставя более тяжелые детали на более легкие, что может противоречить представлению взрослых о целесообразности. Так избушка на курьих ножках вовсе противоречит теме фундамента, ходячие замки не просто вращаются, они передвигаются в пространстве, как и летающие дома.
Полифункциональные материалы, включая полимасштабные конструкторы, позволяют детям синхронизировать движение и речь, включить эти материалы в свой продуктивный замысел и игру.
У детей постепенно складывается понятие «примерно», дети начинают прикидывать, сколько примерно материала понадобится, сколько примерно шагов, какая примерно длина, высота, ширина или объем.
Появляются ориентировки «слева» и «справа» при переносе объема на плоскость, при зарисовывании схем и изображений построек.
Важной темой в освоении формы является процесс переведения объема на плоскость, способность детей видеть форму грани, и в дальнейшем, проекции нескольких граней на плоскость и с границами ребер. В практике, построенной В.В. Брофман на основе исследований Л.А. Венгера, дети пятилетнего возраста способны зарисовать простые объекты в трех проекциях. Дети при этом не просто знают свойства геометрических объектов, но и могут их использовать в деятельности для решения собственных задач. При развитии данного подхода, зарисовывание детьми своих построек предшествует конструированию по схеме, дети осваивают схематизацию в практике документирования, фиксации следов своей самостоятельности в создании пространственных моделей.
Если дети смогут видеть плоскости в объеме, то позже смогут говорить о их освещенности, что позволит им грамотно работать со светотенью в процессе рисования, создания изобразительного художественного образа.
Универсальность полифункциональных сред как раз заключается в том, что они должны быть полимасштабны и представлять ребенку возможность экспериментировать с соразмерностью.
Мы неоднократно слышали от детей, которые используют полимасштабный конструктор из березы, что он «настоящий», поскольку обладает натуральным весом. В натуральном весе есть доверие детям.
Разнообразие наборов кубиков, сделанных из разных пород дерева, разных размеров, не имеющих отношения кратности, дезориентируют детей. Темы плотности материала, объема и веса должны присутствовать в свойствах материала, с которым взаимодействуют дошкольники. На этом опыте в дальнейшем будут строиться их абстрактные представления в естественных науках.
Так Е.А. Флёрина отмечает, что полихромность «мешает изолированному упражнению ребенка в ощущении формы, вызывает раздражающую реакцию, вносит пестроту и случайность в детские постройки. Даже дети 7 лет, строя из цветного материала, не подбирают ритмического сочетания по цвету. При нагромождении цветовых раздражителей цвет как бы игнорируется».
Обращение к полифункциональному материалу позволяет педагогу уйти от темы конструирования, которая достаточно узка и связана с обучением детей конкретным навыкам работы со схемой или образцом.
Моделируя и играя в полифункциональном пространстве, дети могут назначать смыслы отдельному элементу, так плашка может стать смартфоном, расческой, плотом, машинкой и много чем другим, включая персонажа. У ребенка складывается крайне важная позиция: «он не просит купить, а думает, как сделать».
Таким образом мы уводим детей от потребительской позиции, позиция потребителя постепенно балансируется с позицией созидателя.
Ставя перед собой продуктивные задачи, ребенок словно сканирует окружающее пространство с целью найти нечто подходящее для ее решения. В такой практике инициативность и самостоятельность ребенка, способность вступать в продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми постепенно развиваются в соответствии с возрастом.