Качество образования // Колонка

Репетиторы – это костыли для ленивых


Репетиторы – это костыли для  ленивых
Фото: soseducation.org

В популярности репетиторства сегодня я выделяю несколько аспектов.

Первый аспект - несоответствие уровня школьной подготовки учащихся требованиям, предъявляемым на итоговых испытаниях.

Причины следует искать в условиях обучения: переполненные классы, невозможность уделить внимание каждому ученику, отсутствие у педагогов времени на качественную подготовку к урокам и саморазвитие.

Не секрет, что сегодня часто педагоги используют старые методики преподавания, которые «не работают». Например, современные подростки отказываются запоминать факты, формулы, даты и пр., ведь под рукой всегда есть Google, Яндекс и другие поисковые системы. И если педагог не умеет, не старается донести эти знания в новом формате, показать их значимость не только для успешной сдачи экзаменов, но и для жизни, то дети на уроках просто отбывают время, а потом говорят: «Лучше бы мы дома послушали интересные лекции или сходили к репетитору».

«Золотой ключик», позволяющий актуализировать познавательную активность учеников, – это смесь из качественной подготовки учителя к урокам (применение современных компьютерных технологий и новых методик преподавания), его азарт к преподаванию, любовь к детям и своему предмету. Именно это необходимо культивировать в работе учителя и давать ему возможности – временные, ресурсные, физические – на то, чтобы он смог действительно качественно готовиться к занятиям. Тогда школа не «умрёт». Сейчас она в некотором смысле для старшеклассников умирает, ведь они в большинстве своём умеют ценить своё время и не хотят тратить его впустую. Например, часто ребята готовы ехать на лекции хороших преподавателей, а в дороге они учат язык и делают домашнее задание.

Второй аспект – мотивация к обучению. Да, сегодня можно наблюдать большое число мотивированных детей, занимающихся серьёзно и в школе, и вне её. Такие юноши и девушки прокладывают свой путь осознанным, серьёзным трудом. И репетиторы им, как правило, не нужны.

Но сегодня много и немотивированных ребят. И чтобы их хоть как-то «заставить» учиться, родители прибегают к услугам репетитора.

Но такое положение дел не «рождает» мотивацию к обучению, хотя даёт результаты – как правило, высокие баллы ЕГЭ.

Познавательная активность у человека не появляется сама по себе, с ней не рождаются. Она формируется в семье и должна поддерживаться школой. Если же родители занимает позицию стороннего наблюдателя жизни ребёнка, то спрос на услуги репетиторов будет расти. Ведь в таком случае родители перекладывают свою ответственность за знания ребенка на учителей и репетиторов.Про вторых они говорят: «Я плачу за репетитора, я знаю, что ребёнок ходит к хорошему педагогу, он много требует, результат будет». Но не нужно забывать о том, что родители должны поддерживать ребенка не только материально, но и морально, проявляя интерес к эффективности его основных и дополнительных занятий. То есть полностью отстраняться от этого процесса неправильно. Иными словами, ответственность за результат обучения (в том числе за результат ГИА) несут три стороны – ребёнок, учитель и родитель.

Ещё одна причина родительского увлечения репетиторством – это панические настроения и недоверие к школе, которая не может подготовить к экзаменам, и недоверие к ребенку, который, по их мнению, не способен самостоятельно подготовиться к итоговым испытаниям. Учитывая вышесказанное, родители частично правы.

Надо отметить, что на фоне этого ажиотажа находятся родители, которые говорят своим детям: «Занимайтесь, трудитесь, а если будет нужна моя помощь, я вам помогу». Но это такая редкость сегодня, когда родители доверяют своему ребёнку. Такие дети сдают экзамены часто на очень высокие баллы. Но выборка таких семей очень небольшая. Чаще случается наоборот.

Кроме того, замечено, что среди обеспеченных родителей стало модным и престижным нанимать для ребенка нескольких репетиторов. Тем самым родители хотят продемонстрировать свою заботу о ребенке.

Моё отношение к репетиторству неоднозначное. С одной стороны, большинству детей, которые учатся в классах по 30 человек, но желающие хорошо сдать экзамены, нужны репетиторы. С другой стороны, репетиторы – это костыли для ленивых. Когда ты знаешь, что тебе все разжуют и преподнесут на тарелочке с голубой каемочкой, то не надо напрягаться и стараться. А ведь на самом деле мы – взрослые – должны взрастить сильную личность, умеющую преодолевать трудности и достигать поставленные цели.

Классный репетитор – тот, кто создает на своих занятиях ситуацию поиска знаний, заставляющую ребенка трудиться, когда мозг «кипит». Если же он просто дает готовую информацию, «натаскивает» на экзамен, то родительские затраты окупятся только в части результатов экзаменов.



Новости





























































Поделиться