Привязка результатов учащихся к годам обучения меня удивила и расстроила.
Поясню причины. Курс информатики в школах России ведется по-разному: начиная с начальной школы, с 5-го по 11-й классы или с 7-го (8-го) класса. Также есть школы, в которых информатика изучается с 9-го по 11-й классы. Следовательно, и требования к результатам освоения курса должны учитывать реальную ситуацию в школах страны.
На мой взгляд, логичнее было бы выделять ступени/уровни освоения курса, которые должны быть связаны с возрастными особенностями учеников (физиологическими, психологическими, социальными).
В основной школе можно было бы выделить ступени: 5–6-е классы, 7–9-е классы и 10–11-е классы.
Но здесь, конечно, возможны и другие варианты. В этом случае мы сможем более качественно оценить результаты освоения курса информатики.
Из опыта работы также могу заметить, что объем материала, предлагаемый для изучения в течение одного года по проекту обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, учащиеся не смогут качественно и осознанно усвоить.
Как было и ранее, материал ученики проходят «галопом по Европам».
Кроме того, на сегодняшний день остаются несоответствия ФГОС реалиям жизни современных школьников и особенностям их развития. Например, в первый год обучения авторами проекта предлагается изучение понятий «информация и информационные процессы»: обработка, сохранение, передача. И только через два года (на третьем, последнем году обучения) вводится понятие такого процесса, как поиск информации в интернете по ключевым словам. Между тем современные дети уже с дошкольного возраста осуществляют поиск информации в Сети по ключевым словам.
Стандарты требуют доработки с привлечением педагогов и заинтересованной общественности.