В «ВО» ректор РАНХиГС Владимир Мау опубликовал статью «Фундаментальные знания не стареют». Материал вызвал дискуссию, в рамках которой мы предлагаем нашим читателям материал ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, с изложением противоположной точкой зрения.
Мы полагаем, что экспертная дискуссия – основой инструмент образовательной политики и благодарим авторов за предоставленные материалы.
Консервативно настроенные эксперты сегодня сетуют на вышедшие из берегов инновации, образовательную моду на доминирование мягких навыков (soft skills) и возвращают нас ко всем понятному приоритету хорошо себя зарекомендовавших, устойчивых фундаментальных знаний.
В формате публицистической статьи эту точку зрения высказал ректор РАНХиГС В.А. Мау в материале «Фундаментальные знания не стареют».
Наша интерпретация этой, уже ставшей распространенной, позиции такова:
«Дважды два всегда четыре, Земля вращается вокруг Солнца, паруса алые, трава зеленая, Катерина – луч света в темном царстве, а все живые организмы могут быть разделены на прокариотов и эукариотов. Несомненно же! И пока фундаментальные знания не усвоены, нечего и говорить про всякие новомодные компетентности типа soft skills.
Фундаментальные знания, описывающие картину мира, формирующие мировоззренческую позицию – это база. Навыки коммуникации, кооперации, критического мышления стоит рассматривать лишь как своего рода надстройку над базовыми знаниями. Сегодня всё неустойчиво, долгосрочные стратегии перестали работать – необходимо сосредоточиться на базовых знаниях, они придают стабильность социальным системам. Миссия образования, учителя – удержать стабильность».
Мы считаем, что это чрезвычайно опасная и вредная позиция. Прежде всего потому, что увеличивает разрыв школы и общества и бьет по рукам тех, кто ищет новые способы работы.
И поэтому мы решили сформулировать ошибочность этой позиции, с нашей точки зрения.
1. Методологическая ошибка
Линейные схемы развития не работают.
Версия «сначала нужно овладеть знаниевой базой, а уже затем организовывать коммуникацию на этом материале» – это линейный маршрут из точки А в точку Б.
Такое «обучение» не ведет за собой развитие, доказано еще в начале 60-х годов в экспериментах Даниила Эльконина и Василия Давыдова.
Знания (не формальные сведения, которые обогащают память) не помещаются в сознание ребенка в их готовом виде. Ребенок осваивает понятия определенным способом. И этот способ действия не только осваивается одновременно с освоением знаний, но является его (знания) обязательной частью.
Более того, степень фундаментальности знания определяется способом действия.
Именно эта идея – развитие мышления в процессе освоения учебных предметов – легла в основу теории развивающего обучения. Теоретическое понятие, а это и есть фундаментальное знание, предполагает соответствующий характер обобщения и определенный способ действия. Soft skills складываются в процессе формирования hard skills. И содержание «мягких навыков» прямым образом зависит от способа освоения этих самых «твёрдых» фундаментальных знаний. По глубокому замечанию Галины Цукерман, «любая образовательная система психическому развитию ребёнка одновременно способствует и препятствует, то есть обучение всегда вносит в развитие асимметрию, выявляя в большей или меньшей степени одни возрастные возможности детей и оставляя без поддержки другие» [1]. И те возможности, которые оставались без поддержки, уже не смогут быть надстроены над возможностями, развитию которых школа поспособствовала.
2. Методическая ошибка
Лев Выготский подробно описал роль коммуникации со взрослым и сверстниками в детском развитии: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая» [2]. Классический пример – научение есть ложкой. Это умение начинает формироваться в общении взрослого и ребёнка и лишь потом становится присвоенным навыком. Никому в голову не приходит рассказывать малышу про фундаментальное значение ложки в человеческой деятельности, про её сложный исторический генезис. Смысл осваивается в процессе формирования навыка в общении ребёнка и взрослого. Также и с чтением. Ребёнок начинает читать, когда это ему действительно нужно.
Позже эта идея была развита в работах Василия Давыдова: дети учатся в сложной коллективно распределённой деятельности. От того, как общаются дети, зависит и их мотивация к обучению, и само качество обучения. Нельзя сформировать никакие фундаментальные знания, если нет специально организованного общения взрослых с детьми, детей между собой. Конечно, есть одарённые дети. Но это не значит, что они легко обходятся без взрослых и сверстников. Это лишь значит, что какие-то этапы их развития мы не заметили, не ухватили за счёт скудности нашего педагогического внимания. Мотивация сформировалась, просто мы не заметили. Но педагогический профессионализм в том и состоит, чтобы замечать такие вещи.
3. Стратегическая ошибка
Заявление о доминанте фундаментального знания может быть воспринято как сигнал ничего не менять, воспроизводить то, что и так делали много лет. Как однажды сказал один учитель: «Ничего страшного, скучное знание дети должны усвоить, это как лекарство, которое больному не нравится, но проглотить его нужно обязательно». Время от времени поднимается голос методистов – всегда так делали, и не надо разрушать систему, нельзя тревожить учителей, давайте оберегать то, что есть. Все эти «компетентности со скилами» лучше обсуждать на конференциях, не принося в стройные ряды учительства разброд и шатания.
Поклонение традиции всегда присутствовало в истории образования. Но современная дидактика призвана обеспечить не только трансляцию культуры, но и её обновление. Это связано с резким увеличением скорости изменений в мире, ростом неопределенности, необходимостью преадаптации. Дидактика становится частью прогресса, а конструирование будущего – содержанием образования. Во всём мире ищутся способы гармонизации школы с обновляющимся окружением. А в это время мы скажем учителям – спокойно, у нас фундаментальность, напрягаться не надо? Это всё равно что производители компьютеров сказали бы – мы будем делать «железо», невзирая на развитие программного обеспечения. По одной из версий, именно из компьютерной сферы и пошло различение hard и soft навыков. Но и там это абсолютно взаимосвязанные объекты.
4. Проектная ошибка
Поиск новой фундаментальности.
Если мы в самом деле хотим добиться для детей «карьерного роста, успеха и просто счастья», то нужно признать, что способности можно обрести только через постепенно осваиваемое самостоятельное действие. И в этом случае важно уже не просто знать таблицу умножения, а понимать смысл числа и числовых операций. Не извлекать из памяти информацию про эукариотов и прокариотов, а представлять различные версии эволюционного развития живых организмов. Не слепо верить в неочевидное вращение Земли вокруг Солнца, но понимать всю драму изменения человеческого мировоззрения при переходе от гелиоцентрической системы к геоцентрической (ещё не известно, окончательный ли это переход). И такие способности и есть базовая часть содержания образования. Понимать строение систем счисления, видеть и характеризовать особенности различных моделей эволюционного развития, интерпретировать разные взгляды на строение Вселенной – эти «большие идеи» и есть примеры современного содержания образования. Если угодно, это и есть подлинная новая фундаментальность. Она образуется из тесной связи культурных мировоззренческих представлений и умений понимать их основания, интерпретировать, кооперироваться и обсуждать, применять, наконец, в проектной деятельности.
Запрос в интернете по вопросу «развитие soft skills» показывает, что в головах «кадровиков», айтишников, учителей, консультантов и разных коучей всё перепуталось – отношения, ценности, компетентности, способности, умения, навыки… В одном из видных международных экспертных докладов так и поступили: на схеме переплели в косичку знания, умения, навыки с ценностями и назвали это компетентностями.
Но эта путница порождена, на наш взгляд, тем, что рынок труда не верит больше в педагогику памяти. Это, как говорится, «медицинский факт».
Отсюда – мода на мягкие навыки и защитная реакция консерваторов обличать «образовательных стиляг», защищая твердые знания, как стиль old school.
И каждый прав в своей системе координат.
…Много вы видели на улицах молодых людей в батнике, водолазке, брюках клеш и свитере-лапша, модных в СССР в 70-х годах прошлого века?
И ведь многие почтенные академики тогда сами одевались по последней моде! Только покупали батники у фарцовщиков.
______________
1. Цукерман Г.А. Обучение ведёт за собой развитие. Куда? Вопросы психологии 2010. № 1. С. 42–89.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984, т. 3, с. 145.